Ансамбль Троице-Гледенского монастыря

Ансамбль Троице-Гледенского монастыря в селе Морозовицы Великоустюгский район — объект культурного наследия федерального значения.

Ансамбль монастыря сложился при слиянии рек Сухоны и Юга в конце XVII — первой половине XVIII века. Сначала на средства богатых устюжских купцов Босых был построен двухстолпный пятиглавый Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге). Затем построена тёплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Тогда же началось строительство каменной стены, которая не была завершена, так как со второй половины XVIII века после секуляризации, проведенной Екатериной II, монастырское имущество перешло государству, а сама обитель стала финансироваться по смете.

Двойное название монастыря связано с Троицким храмом, а также городом Гледен, существовавшего на этом месте несколько столетий назад. Согласно летописям, это было укрепленное поселение, основаное в конце XII века владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо и разрушенное вятичами в XV веке. По одной из версий, «гледен» с финно-угорского означает «местность при устье реки», по другой, происходит от славянского слова «глядень» – место, откуда далеко видно: с высокого берега и теперь видно на 26 километров вокруг.

Настоящим сокровищем монастыря является пятиярусный позолоченый иконостас Троицкого собора, возведенный на пожертвования с 1776 по 1784 год. Тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы, используя традиционные для "елизаветинского барокко" мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и др.), украсили иконостас резьбой, поражающей великолепием и разнообразием форм. Образцом послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Впечатление усиливает позолота, выполненная артелью П.А.Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками: фигурными оттисками по сырому левкасу. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись. Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В.Колмогоровым, Е.А.Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А.Аленевым.

В период с 1840 по 1911 годы обитель пустовала, а затем была возрождена уже как женский монастырь. После революции игуменья, чтобы спасти монастырь, объявила его сельскохозяйственной коммуной, однако и та была закрыта в 1925 году. В 1920-е годы музейные работники во главе с Николаем Бекряшовым встали на защиту Троицкого собор с иконостасом и он был передан музею. В иных зданиях в разные годы находились лагерь для спецпереселенцев, санаторий для больных туберкулезом костей, колония для малолетних правонарушителей и дом престарелых. В 1970-е годы весь комплекс был передан Великоустюгскому музею-заповеднику.

Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год. Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН