Архимандричьи кельи (Кирилло-Белозерский музей)
Архимандричьи кельи — памятник архитектуры, входящий в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Здание было построено в 1647—1648 годах на месте деревянных игуменских келий артелью сельских каменщиков во главе с братьями Костоусовыми и подмонастырскими камещикаи Кириллом Серковым "со товарищами". В XVII—ХIХ веках здесь были приемные и жилые покои архимандритов монастыря, а также гостиные кельи для знатных богомольцев. Первоначально кельи были одноэтажными по парадному восточному фасаду и двухэтажными по западной служебной половине. Они состояли из двух отдельных половин – архимандричьих и гостиных келий. Вдоль фасада располагались кельи с красивыми сводами на распалубках, объединенные в две группы, каждая с сенями посередине. За ними, в глубине, помещались засенья – длинные холодные сводчатые палаты. Окна главного фасада имели довольно простые, рамочные наличники, окна засений, выходившие на хозяйственный двор, вообще не были украшены. В конце XVII века над кельями возвели верхний этаж. Верхние кельи сразу же были сделаны без сводов, с гладким потолком. Здание получило сложную структуру с двумя этажами по главному фасаду и тремя – со двора. У окон верхнего этажа выложили характерные для XVII века богатые наличники. От соборной площади во второй этаж вели лестничные крыльца с восьмигранными столбиками и двойными арками с висячей «гирькой».
Фото: http://kirillov-monastyr.ru/architecture/3/111/
Последующие многочисленные ремонты и переделки значительно изменили облик Архимандричьих келий. Едва ли не каждый новый настоятель стремился хоть как-то обновить доставшуюся ему от предшественника резиденцию. Значительная перестройка произошла в 1821 году, когда стал реализовываться проект новгородского губернского архитектора М.А.Дмитриева артелью А.М.Мезенцева. Тогда сломали все своды, на новом уровне уложили междуэтажное перекрытие, уничтожили промежуточный этаж дворовой части, сломали оставшееся к тому времени крыльцо. Все окна растесали, особенно пострадали проемы верхнего этажа. Главный фасад украсил четырёхколонный портик с аттиком над ним, придавшего зданию черты провинциального ампира. Внутренние колонны портика сближены с угловыми, образуя более широкий центральный интерколумний. Была построена парадная лестница на 2-й этаж, появились облицованные кафелем печи.
2017, фото АУК ВО «Вологдареставрация»
Архимандричьи кельи ограничивают парадный двор Большого Успенского монастыря с южной стороны. С востока, на уровне второго этажа корпус связан деревянным переходом XVIII века с папертью трапезной палаты церкви ведения, с севера близко подступают к фасаду Казенной палаты XVI-XVII века, соединяясь с ней стеной XIX века с широким арочным проемом. Перед южным фасадом разбит небольшой сад, разделенный на две части ведущей к корпусу дорогой и окруженный деревянной оградой на кирпичных столбах. В советские годы здесь располагалась школа-интернат. Здание серьезно пострадало в результате пожара 1982 года: сгорели деревянные конструкции перекрытий, заполнение проемов, лестница и штукатурная отделка интерьеров.
Реставрационные работы начались в 1985 году по проекту Н.В.Каменева. В ходе работ зданию в основном удалось вернуть его внутреннюю структуру. С июня 1999 года в Архимандричьих кельях размещаются экспозиции музея, центральная касса и сувенирные магазины.