Архитектурный декор собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря #архитектурный_код
Продолжаем знакомиться с архитектурным декором собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Несмотря на возврат к кирпичному строительству от белокаменных резных деталей зодчие полностью не отказались и продолжали их использовать точечно, в отделке и украшении храмов. Практически всегда на фоне кирпичных стен белокаменными оставались порталы дверей. Из старицкого известняка, вероятно, изготовлены колонки и резные дыньки западного портала собора (северный и южный порталы выложены из кирпича), а также белокаменные пороги всех трех входов. Водным путем по Волге и Шексне белокаменные изделия могли доставить прямо к стенам монастыря. А вот кирпич и декоративные плиты изготавливать могли уже на месте строительных работ.
В системе наружного архитектурного убранства памятников второй половины XV – начала XVI века керамика стала играть значительную роль. Выполненные из терракоты (обожженная глина) плиты и балясины собора Рождества Богородицы образуют выразительные декоративные пояса на стенах, барабанах храмов или входят в обрамления дверных проемов. Для украшения собора применено пять видов керамических изделий и несколько вариантов узорных кирпичных кладок. Балясины делались в виде стержней длиной приблизительно 30 см, с двумя валиками-поясками вверху и внизу и утолщенной округлой средней частью, иногда разделенной на отдельные «дольки». Изготовлялись балясины чаще всего путем формовки, реже на гончарном круге.