«Дом Андреева», 2–я половина XIX века (г. Кириллов)
«Дом Андреева», 2–я половина XIX века (г. Кириллов, ул. Гостинодворская, 16/3) – объект культурного наследия регионального значения. Здание представляет собой интерес, как характерный пример городской жилой застройки города Кириллова второй половины XIX века.
Точных сведений о времени строительства дома нет, стилистический анализ позволяет отнести его ко второй половине ХIХ века. В начале XX века дом принадлежал купцу Павлу Андреевичу Андрееву, владевшему мануфактурным магазином. В 1880-х годах купец Павел Андреевич Андреев был одним из крупных поставщиков товаров в Горицкий монастырь, он поставлял в обитель «годовую провизию для общей трапезы», свечи из белого воска, кожи разных сортов «для обуви сестрам монастыря» и другие товары (чай, сахар, постное масло, керосин, железо). В доме на углу улиц, которые тогда носили названия Гостинодворской и Долгозерской, размещался мануфактурный магазин, который перешел по наследству Сергею Павловичу Андрееву.
Здание сохранило свой наружный объем, внутреннюю планировку и фасадный декор. В начале XX века в северо-западном углу пристроили небольшой одноэтажный объем и ворота, от которых сохранилась только калитка.
Западный фасад, фото ВПНРК, 1976 г.
Вид с северо-запада, фото ВПНРК, 1976 г.
Двухэтажное здание с мезонином, первый этаж дома сложен из кирпича на ленточном бутовом фундаменте, второй этаж и мезонин деревянные. В плане здание представляет собой квадрат. Комнаты, расположенные вдоль западного, восточного и южного фасадов, образуют анфилады. Входы в здание расположены на северном и южном фасадах. Лестница во 2-й этаж ведет от входа, расположенного по северной стороне дома. Лестница в мезонин находится в центре второго этажа. Объемно-пространственная композиция здания в верхней части достаточно развита. На грузный тяжелый параллелепипед основного объема поставлен невысокий мезонин, завершенный с главного фасада «барочной» аттиковой стенкой в виде разорванного лучкового фронтона. Основной объем имеет невысокий аттик, который на боковых фасадах перебивается двумя небольшими полуциркульными фронтонами.
Вид с северо-запада и северный фасад. фото ВПНРК, 1976 г.
Над задним фасадом поднимается мезонин с треугольным фронтоном и два полуциркульных чердачных окна. С задней стороны к дому примыкает небольшая пристройка в два этажа, пониженная по отношению к основному объему. В декоративном убранстве фасадов здания, относящихся к эклектике конца XIX – началу ХХ веков, использованы мотивы барочной и позднеклассической архитектуры. Влияние барокко ощущается в увлечении затейливыми формами фронтонов, парными пилястрами, в укороченных пропорциях ордерных элементов в декоре мезонина, в пропорциях соотношения первого и второго этажа, трактовке первого этажа как цокольного, а второго как парадного.
Восточный и южный фасады, фото ВПНРК, 1976 г.
Фрагмент главного фасада, фрагмент северного фасада, фото ВПНРК, 1976 г.
Главный фасад дома имеет девять оконных осей, боковые – по восемь. Первый этаж лишен всякого декора, за исключением псевдобарочных бровок у третьих окон от угла и горизонтальных тяг в две полочки, проходящих в оснований окон и в межэтажном карнизе. Окна второго этажа прямоугольные, разделены между собой пилястрами: одинарными и двойными, которые выделяют центральные части фасадов и отмечают углы дома. Карнизы аттика и основного объема раскрепованы по вертикальным членениям и фронтонам. Наличники у окон простые, повторяют форму проема на заднем фасаде, украшены в нижней части накладной резьбой, в виде волют. На главном фасаде окна боковых частей спарены, а три центральных отмечены балконом с металлическим ограждением.
Фрагмент главного фасада, фото ВПНРК, 1976 г.
Калитка, фото ВПНРК, 1976 г.
Окно главного фасада, ворота, фото ВПНРК, 1976 г.