«Дракон» как символ в архитектуре

Как и любое искусство, архитектура состоит из деталей. Именно они составляют композицию, а их использование и расположение привносят ту гармонию и красоту, которой мы восхищаемся и столетия спустя. Появление этих деталей всегда не случайно. И несут они либо практическую, как арки в готической архитектуре, либо символическую нагрузку, применяемую чаще в декоре и отделке здания. Детали эти своими «корнями» уходят в далекое прошлое. На сознание архитекторов, строителей и мастеров не могла не влиять повседневная жизнь, та реальность в которой они творили свои шедевры. Отголоски ее в виде архитектурных деталей и создавали целостный облик зданий и сооружений. Из века в век, трансформируясь и преображаясь, они не утрачивали своего значения.

Архитектура русская, как часть мировой, впитывала общие и добавляла свои элементы и символы. У каждого народа своя история, однако, и межкультурные связи никто не отменял. Пропустив их через себя, мы создавали свой стиль. Так появились «русское зодчество» и «русский модерн». Архитектурные символы, помещаемые на здания, естественно, должны были нести положительный смысл – либо для привлечения благополучия, либо для защиты от злых сил. Одним из них стал «дракон».



Драконы в интерьере Николо-Малицкого монастыря. Фото: https://tvernews.ru/news/272693/


Перейдя на единую религию, мы не утратили связи и с язычеством. Культ ящера существовал у славян издревле. Кто не знает Змея-Горыныча – героя русских народных сказок. Со временем, слившись с образом дракона, пришедшего из западноевропейской культуры, он занял прочное место и в нашей архитектуре. Мы можем их видеть под крышей, на наличниках или на стенах здания. В разных видах: с лапками ли, хвостами или крыльями. На северо-западе России в качестве защитников дома почитались ящеро- или саламандрообразные существа на коротких лапках. Прообразу архитектурного дракона поклонялись в Великом Новгороде еще до Перуна. Он считался владыкой подводного и подземного мира. Во времена, когда почти вся торговля была сосредоточена по берегам рек или озер, этот символ оставался очень популярным. Неспроста драконьи головы могут свешиваться с крыш, становясь частью водостока, ведь тогда, льющаяся из пасти вода как бы подтверждала господство этого персонажа над водным миром. Кроме «мирских» построек, изображение драконов также встречается на иконостасах церквей и архиерейских посохах, куда пришел из византийских традиций. Скорее всего, здесь этот символ связан с Древом Жизни, где жил библейский Змий. Кроме России, иконостасы с подобными змиями встречаются в православных храмах Греции и Сербии.

В Вологде этот архитектурный элемент был представлен на доме купца Попова, в настоящее время утраченном. Языческий символизм там соединился с традиционным русским зодчеством, представленным роскошной пропильной резьбой. Пара стилизованных огнедышащих драконов украшала деревянный козырек над входом. Словно два стража они преграждали путь в дом злым силам, защищая и оберегая жителей дома. Неизвестно чье это было желание, мастера или заказчика, но и в конце XIX века изображения этих языческих существ продолжали использоваться в архитектуре, получив второе рождение с расцветом стиля «модерн».


Дом Попова, г. Вологда, фото Н. Розова, 1972 г.

«Жилой дом (деревянный)», XIX в. (г. Вологда, ул. Октябрьская, 43-а) ОКН РЗ

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН