Экскурсию по Заречью провела сотрудница АУК ВО «Вологдареставрация» Дарья Гуторова

Сегодня отмечается Международный день памятников и исторических мест! Праздник установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Поздравляем каждого, кто вносит вклад в сохранение, возрождение и популяризацию объектов культурного наследия Вологодчины!

А 16 апреля, вологжане погрузились в атмосферу XVIII - XX веков во время прогулки по Заречной части Вологды. Экскурсию по Заречью в областной столице провела сотрудница АУК ВО «Вологдареставрация» Дарья Гуторова.


Вологжане узнали, что современная Набережная VI Армии до революции состояла из семи частей, носящих название близлежащих церквей. Каждое здание на протяжении маршрута в 1,5 километра дышит историей и архитектурно уникально. Ранее многие дома принадлежали состоятельным горожанам, которые после смерти завещали имущество под социальные нужды. Благодаря этому здесь открывались богадельни, сиротские приюты и т.д. На пути встретились также два храма, которые сохранились до наших дней: Церковь Иоанна Златоуста и Сретенская церковь. Сейчас оба объекта реставрируются. Приятные ностальгические воспоминания у экскурсантов вызвало бывший Дом Культуры, представляющее из себя образец сталинского классицизма. В советские годы вологжане ходили сюда на дискотеки и посещали кружки. А сегодня сделали на фоне величественного здания фото на память.

Еще одна примечательная точка на маршруте – Георгиевскй храм, который уже несколько лет реставрируют неравнодушные жители города. Экскурсантов не только познакомили с историей объекта культурного наследия, но и предложили поучаствовать в традиционных субботниках на его территории. Завершилась экскурсия у Скулябинской богадельни.


Из истории памятников:


«Церковь Сретения», 1731 г. (г. Вологда, Набережная VI Армии, 85) — объект культурного наследия федерального значения, является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом. Примечательно широкое применение в декоре полихромных изразцов.

Каменный Сретенский храм был построен в 1731-1735 годах. Тёплый храм был освящен в 1737 году, а холодный храм - в 1740 году. В архитектуре храма сочетаются русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Сретенский храм — бесстолпный трехчастный храм на подклете. Основная часть храма — сильно вытянутый в высоту куб, увенчанный пятью главами на тонких барабанах, крытыми железом «в шашку» с наклонными ребрами. С востока к кубу примыкает одноапсидный алтарь, а с запада - двухэтажная трапезная. Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность архитектуры. Церковь отличается необычным богатством декоративной обработки фасадов: углы храма, трапезной и нижнего яруса колокольни оформляют сдвоенные тонкие пилястры, несущие зубчатые карнизы из кронштейнов-городков. Пышные барочные наличники с разорванными фронтонами, кувшинами, вычурной формы колонками и капителями оформляют оконные и дверные проемы. Оригинальна композиция трех окон основного храма на восточном и западном фасадах. Уступы белокаменного фриза основного четверика чередуются с двумя поясами желто-зеленых изразцов с изображением тонко прорисованных переплетающихся стеблей, веток, пышных цветов и крупных плодов. Такие же изразцовые ленты искусно введены в угловые пилястры, обрамления оконных и дверных проемов.

Колокольня, вероятно, раньше была шатровой. Затем она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню, увенчанную высоким шпилем. Надстройка не испортила храма, стройная и высокая она, напротив, придала легкость его силуэту.



Общий вид, Щанин, 1962 г.


«Церковь Георгиевская», XVIII в. (г. Вологда, ул. Гоголя, 1) – объект культурного наследия регионального значения. Пример культового здания начала ХVIII в., сооруженного в традициях вологодского зодчества ХVI — ХVII веков, и выделяющегося сравнительно редким пространственным решением основного объема, в декоре которого использованы архаичные для своего времени приемы. 

Георгиевская церковь расположена на берегу реки Вологды при пересечении Набережной ХVI армии и улицы Гоголя. Одноэтажная на подклете церковь, сооруженная в традициях вологодского зодчества своего времени, сложена из кирпича, покрыта снаружи известковой обмазкой и побелена. Здание имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой и трапезной с папертью. Массивный, ориентированный по поперечной оси, односветный четверик храма завершен пучинистой крышей. Прямоугольная в плане апсида и квадратная трапезная, воспринимающаяся вместе с папертью как единый, протяженный объем, по ширине равны четверику храма, а по высоте значительно уступают ему.

Оформление фасадов, выполненное с использованием тесаного и лекального кирпича, в целом, характеризуется сдержанной трактовкой декоративных форм. Фасады равномерно расчленены в простенках между окнами тонкими пилястрами, по которым раскрепованы междуэтажный и венчающие карнизы, обладающие упрощенным рисунком. Фасады храма — северный и южный в два прясла, восточный и западный в три — завершены большими ложными закомарами, придающими зданию несколько архаичный для своего времени облик.

Церковь Георгия на Новолоке являлась составной часть храмового комплекса, состоявшего из двух одноименных церквей (холодной и теплой) сформировавшегося во второй половине ХVII — начале ХVIII веков на северной окраине Заречной части Вологды. Первая церковь на этом месте, на мысу левого берега реки Вологды, по преданию была построена во второй половине ХIV века, задолго до включения Заречья в состав города, приблизительно в то время, когда в этих краях появился преподобный Дмитрий Прилуцкий (нач. 1370-х годов). Во второй половине ХVII столетия здесь была сооружена кирпичная Георгиевская церковь, тяготевшая по характеру своей архитектуры и монументальным пропорциям объема к традициям предшествующего века. Ее пятиглавый кубический четверик, завершавшийся на всех фасадах закомарами, с трех сторон опоясывала открытая галерея. С востока к четверику примыкала трехчастная апсида, а с запада — колокольня. Сохранившаяся ныне теплая Георгиевская церковь, по сведениям — дореволюционной искусствоведческой литературы, не противоречащим архитектурным формам здания, была построена в начале ХVIII века. Церкви стояли в нескольких метрах друг от друга — холодная севернее, теплая южнее — и образовывали типичный для Вологды храмовый комплекс, дополнявший панораму ее Заречной части, открывающуюся от Софийского собора. Судя по фотографиям начала ХХ века, теплая церковь имела в то время оригинальное, не  характерное для вологодской архитектуры и, по-видимому, более позднее, завершение, представлявшее собой массивный глухой четверик, увенчанный пятиглавием. На южном фасаде подклета, под папертью на фотографии отчетливо видны два окна и один вход, а под трапезной, храмом и апсидой едва различимы или закладки окон, или ложные проемы. В описании здания упоминается о существовании на одном из его фасадов «фресковой живописи» с изображением Георгия Победоносца, уничтоженной еще в ХIХ веке. В интерьере находились барочный иконостас и ампирные киоты.

В 1844 году оба храма, из-за малочисленности прихода, были приписаны к Скулябинской богадельне. В советское время холодная церковь была разобрана.

В основании ложных закомар проходит тонкий профиль, а боковые фасады разделены карнизом на два яруса. В основном этаже на боковых фасадах храма размещено по два окна, на апсиде — по одному, а на ее восточном фасаде — три. Боковые фасады трапезной и паперти имеют симметричные композиции с тремя оконными проемами. На западном фасаде, завершенном в центре треугольным щипцом, по сторонам дверного проема находятся два окна. В подклете расположено несколько разновременных проемов. Прямоугольные окна основного этажа заключены в массивные рамочные наличники, являющиеся наиболее разработанным элементом фасадного декора здания. Каннелированные пилястры наличников, опирающиеся на небольшие кронштейны, украшены стилизованными ионическими капителями, над которыми раскрепованы многообломные профили широкого горизонтального навершия. Широкий с лучковой перемычкой дверной проем на западном фасаде имеет плоское килевидное обрамление.

В интерьере в основном этаже храм объединяется с апсидой тремя широкими арочными проходами. Трапезная представляет собой одностолпную палату, из которой в паперть ведут три дверных проема. В паперти по сторонам центральной части, в которой находилась широкая лестница, с юга расположено одно большое помещение, с севера — два. Апсида перекрыта лотковым сводом с распалубками. В паперти одно помещение перекрыто полулотковым сводом, остальные помещения — коробовыми сводами. В подклете помещение под апсидой перекрыто полулотковым сводом с распалубками, под храмом — монастырским сводом, под папертью — коробовыми сводами. В одностолпной палате под трапезной первоначальное перекрытие не сохранилось. От прежней декоративной отделки интерьера на откосах некоторых окон основного этаже уцелели остатки штукатурных панелей.

В советское время утрачено завершение храма, фасады со всех сторон искажены одноэтажными и двухэтажными кирпичными пристройками, в подклете и в верхних частях стен четверика храма прорублено несколько новых проемов, несколько окон подклета и основного этажа заложено, поверхности стен частично покрыты поздней штукатуркой. В основном этаже в храме и трапезной сводчатые перекрытия заменены плоскими потолками, пространство храма искажено междуэтажным перекрытием, в подклете под трапезной первоначальные своды заменены гофрированными сводами по двутавровым балкам. В интерьере изменена взаимосвязь помещений: некоторые старые проемы заложены, некоторые расширены, или перебиты; в паперти сделана новая лестница.



Фото С.В. Гельфера, 2006 год



«Скулябинская богадельня», XVIII в. (г. Вологда, Набережная VI Армии, 63) — объект культурного наследия федерального значения. Дом на Леонтьевской набережной (ныне — набережная VI Армии) построил в 1786 году купец 1-й гильдии, городской голова Матвей Федорович Колесов. Здание в то время являл собой пример особняка в классическом стиле.


При следующем владельце — купце 1-й гильдии Матвее Андреевиче Попове — главный фасад приобрел черты ампира благодаря шестиколонному коническому портику, поставленному на рустованную «смелыми линиями» арку. Кроме того, дополнительный, барочный, лепной декор украсил окна второго этажа. А в 1843 году здание приобрел купец 1-й гильдии, городской голова Николай Иванович Скулябин под организацию Дом призре́ния.


«Скулябинский дом призрения бедных граждан» престарелых граждан, преимущественно из купеческого, мещанского и ремесленного сословий был открыт в 1848 году и просуществовал до революции. Затем здание использовалось под коммунальное жилье. Подробнее об истории дома — Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению.

В 2010 году были проведены противоаварийные работы, в частности, усилен фундамент и заменена кровля.




Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН