Элемент «фриз» в архитектуре Вологодской области #архитектурный_код
Фриз (фр. frise) — часть архитектурного ордера, средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. В более широком значении — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, декорированной рельефом или росписью.
Фриз представляет собой горизонтальную полосу, шов или ленту, может быть пустым или заполненным сплошной лентой скульптурных, декоративных и живописных изображений. Особенно выигрышно смотрится фриз, декорированный пышным орнаментом.
«Дом свечного завода, XVIII в.» (г. Вологда, Набережная VI Армии, 111) — объект культурного наследия регионального значения.
Двухэтажный дом построен около 1780 года. В его стиле сочетаются черты барокко и классицизма. Фасад выделен слабыми выступами ризалитов и отличается нетипичным выполнением отдельных деталей: канеллированные пилястры неожиданно заканчиваются розетками с прихотливыми завитками вместо капителей. Фриз антаблемента украшают барочные вставки в виде раковин, чередующиеся с классическими триглифами. В духе раннего классицизма выдержаны четкие и легкие обрамления окон с «полотенцами» над нижними проемами и филенчатыми нишами с лепниной из переплетенных колец под верхними.
Церковь Всемилостивого Спаса, 1728 г. (г. Белозерск, ул. Дзержинского, 8) — объект культурного наследия федерального значения.
Своеобразен декор фасадов храма: над узкими вытянутыми вверх окнами проходит красочный широкий изразцовый фриз, выше расположены два яруса крупных кокошников, усиливающих нарядность убранства. В основании шатра — пояс расположенных в шахматном порядке кокошников, и двойной фриз из изразцов (сделанных, возможно, в Великом Устюге), сам шатёр пронизан рядами декорированных отверстий для выпуска звуковой волны и предохранения шатра от трещин.
Дом купца Высоцкого Василия Дмитриевича (г. Череповец, Советский проспект, 19) — объект культурного наследия регионального значения.
Декор фасадов предельно скромен: первый этаж оформлен рустом, от второго этажа он отделен профилированным поясом. Окна второго этажа имеют профилированные наличники. Углы второго этажа обозначены лопатками. Карниз имеет значительный вынос, фриз расчленен на кессоны. В конце XIX — начале XX века к дому были пристроены деревянные пристройки черного входа и санузлов у западного фасада. В начале XX века рядом с домом было семь деревянных надворных построек.
Дом купчихи Сераго (Советский проспект, 72) ― объект культурного наследия регионального значения.
Декор фасадов соответствует стилю ампир. Главный фасад имеет семь окон, его средняя часть выделена балконом и плоскими лопатками, объединяющими отмеченные сандриками окна второго этажа и мезонина. Широкий металлический балкон на кронштейнах перед портиком появился в середине XIX века. Под деревянными карнизами мезонина проходит триглифный фриз, который переходит в антаблемент, опирающийся на кронштейны на фасаде, выходящем во двор.
Спасо–Преображенская церковь (1689–1696 гг.) ансамбля «Комплекс Преображенских церквей», 1696 г., 1725 г. (г. Великий Устюг, пл. Комсомольская, 1) — объект культурного наследия федерального значения.
Особую роль в убранстве храма играют полихромные поливные рельефные изразцы. Фасады разделены на три равновеликих прясла на южном и западном фасадах спаренными (на углах строенными) полуколонками, на восточном и северном фасадах – пилястрами. Полуколонки и пилястры упираются в антаблемент. Изразцовый валик служит фризом антаблемента. Архитрав украшен ширинками с изразцами. Карниз антаблемента выполнен из лекального кирпича. Над антаблементом – трёхмастные декоративные закомары. Тимпаны закомар, участки стен между ними и лопатки по углам украшены изразцами. В центральных закомарах восточного и западного фасадов находятся рамочные киоты для икон, декорированные изразцовым валиком и лекальным кирпичом.