Элемент «ширинка» в архитектуре Вологодской области #архитектурный_код
Шири́нка — декоративный элемент в виде прямоугольной ниши на фасадах русских кирпичных построек XVI–XVII веков, разновидность кессона.
Этот архитектурный элемент применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек, особенно часто — в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками.
Зодчие зачастую сосредотачивали на отделке ширинками свою изобретательность. Рамка изготавливалась из тёсаного камня или лекального кирпича; самый простой профиль представлял собой прямоугольный уступ, самый сложный — четвертной вал с желобком. Углубление оставлялось гладким или заполнялось белокаменной пробкой, для небольших ширинок на пробке вытёсывалась крошечная балясина или розетка, в больших ширинках для отделки использовался изразец или пробка обкладывалась кирпичом с несложным выпуклым изображением.
Мотив повторяющейся перспективной прямоугольной рамки ширинки сближает этот вид декора с филёнкой.
«Ансамбль Михаило–Архангельского монастыря», XVII–XVIII вв. (г. Великий Устюг, ул. П. Покровского, 13). Объект культурного наследия федерального значения. Фото: Турбаев Роман , 2016 год. sobory.ru
Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653–1656 годах. Собор четырехстолпный, пятиглавый, прямоугольный в плане, вытянутый на восток, поднят на подклет. Перекрыт по-местному на четыре ската. На северо-западном углу возвышается шатровая колокольня с восьмериком звонов и двумя рядами слухов. Апсида представляет собой простой трехстенный объем. Стены собора расчленены лопатками. Закомары отделены от стен сплошным карнизом. Световые барабаны украшены аркатурными поясами. С южной стороны примыкает трапеза с церковью Введения. Трапеза на уровне второго этажа соединена с собором крытым переходом на мощных аркадах. На переход ведут крытые лестницы с рундуками. Эти крыльца и переход, украшенные поясом ширинок и валиков, огибающим часто расположенные окна, очень живописны, особенно по контрасту с суровостью храма и трапезой, лишенной украшений, кроме лопаток и асимметричного фронтона на южном фасаде.
Спасо–Преображенская церковь (1689–1696 гг.) ансамбля «Комплекс Преображенских церквей», 1696 г., 1725 г. (г. Великий Устюг, пл. Комсомольская, 1) — объект культурного наследия федерального значения.
Особую роль в убранстве храма играют полихромные поливные рельефные изразцы. Фасады разделены на три равновеликих прясла на южном и западном фасадах спаренными (на углах строенными) полуколонками, на восточном и северном фасадах – пилястрами. Полуколонки и пилястры упираются в антаблемент. Изразцовый валик служит фризом антаблемента. Архитрав украшен ширинками с изразцами. Карниз антаблемента выполнен из лекального кирпича. Над антаблементом – трёхмастные декоративные закомары. Тимпаны закомар, участки стен между ними и лопатки по углам украшены изразцами. В центральных закомарах восточного и западного фасадов находятся рамочные киоты для икон, декорированные изразцовым валиком и лекальным кирпичом.
«Лавки», кон. XIX в. – нач. XX в. (г. Великий Устюг, ул. Красная, д. 102) - объект культурного наследия регионального значения.
Одноэтажное кирпичное здание, прямоугольное в плане, выстроено в стиле эклектики. Уличный фасад, расчленённый пилястрами, имеет двухцентровую композицию. Оси подчёркнуты аттиками, оформляющими арочные слуховые окна. Южная часть фасада ограничена пилястрами с крестообразными ширинками.
Три высоких арочных окна расположены симметрично, центральное окно без декора, а боковые окна обрамлены полуколоннами и архивольтами, имеют профилированные подоконники. Композиция северной, более протяжённой части фасада - симметричная, трёхчленная. Пилястры гладкие. Два расположенных в центре окна с лучковыми перемычками, видимо, более поздние. Ступенчатый кирпичный венчающий карниз, раскрепованный над пилястрами, дополнен рядом городков. Дворовые фасады организованы проще.