«Николо–Гостинская церковь, 1682 г.», (г. Великий Устюг)

«Николо–Гостинская церковь, 1682 г.», 1682 г., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль,1682 г., I четв. XVIII в.», 1682 г., I четверть XVIII в. (г. Великий Устюг, ул. Набережная, 66) – объект культурного наследия федерального значения. Памятник интересен динамичной, ступенчато нарастающей к центру композицией и сложным декором из лекального кирпича. 

Церковь поставлена на набережной и хорошо обозрима с реки Сухоны. Вокруг нее расположена большая площадь, частично занятая парком. Вместе с отдельно стоящей колокольней церковь является важным элементом панорамы города. Церковь представляет собой сильно вытянутое с востока на запад двухэтажное сооружение. Оба этажа церкви имеют асимметричную планировку. Нижний этаж состоит из теплой церкви и северного придела. К храму с более узкой алтарной апсидой примыкают с запада квадратная трапезная и паперть. К незначительной по величине паперти с юга примыкает квадратная палатка, а с запада по продольной оси - притвор. С северной стороны расположен протяженный придел. Его храм с полукруглой апсидой и трапезная сообщаются с теплой церковью. Между трапезной придела и помещением под крыльцом расположена изолированная палатка с отдельным выходом на север. 


Четверик храма второго этажа церкви поставлен над трапезной теплой церкви, к нему примыкает более узкая пятигранная апcида. С запада расположена паперть, вытянутая в южном направлении. На паперть с севера ведёт одномаршевая лестница парадного крыльца. Возвышающийся четверик храма несет малый световой восьмерик, увенчанный восьмигранным барабаном с главой. Наличие разновеликих, асимметрично расположенных объемов, делает церковь весьма незаурядной. Однако в основе лежит широко распространенная на русском Севере в ХVI веке двухэтажная церковь с традиционной ступенчато нарастающей к центру композицией объемов.Помещение храма и трапезной нижней церкви перекрыто коробовым сводом с лотком с западной стороны, апсида - коробовым со слабо выраженным восточным лотком. Шелыги всех сводов продольные. Также коробовыми сводами, но с поперечными шелыгами, перекрыты паперть и южная палатка, у последней два торцевых лотка. Притвор имеет плоское балочное перекрытие. Перекрытия северного придела сводчатые. Помещение храма перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом, апсида - конхой, трапезная и изолированная палатка - коробовым поперечным. Окна первого этажа (кроме окон южной палатки, притвора, северного придела) с трехцентровыми перемычками. Над всеми проемами в сводчатых помещениях устроены распалубки.

На второй этаж ведет крытое парадное крыльцо с широкой одномаршевой лестницей. Помещение крыльца перекрыто коробовым сводом с лотком над аркой входа и распалубкой над окном. Большой проем с полуциркульной перемычкой и скосами ведет в просторную паперть, перекрытую коробовым сводом с лотком с южной стороны. Паперть хорошо освещена многочисленными окнами с прямыми перемычками проемов и полуциркульными откосами. Паперть сообщается с храмом широким дверным проемом, фланкированным оконными проемами, все проемы с полуциркульными завершениями. Над всеми проемами паперти устроены распалубки. Окна боковых стен храма аналогичны окнам паперти. Окна второго света имеют развитые нижние откосы. Храм верхней церкви перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Диагональные лотки чуть шире, они покоятся на тромпах. Свод несет световой восьмерик, окна которого расположены по сторонам света; они с прямыми перемычками и откосами. Апсида перекрыта сложным сводом, напоминающим сомкнутый, над всеми проемами сделаны распалубки. На северной стене две ниши дьяконника.

Декор фасадов памятника в основном выдержан в традициях столичной архитектуры ХVII века. Фасады нижней церкви украшены полуколонками, расположенными между окон и на углах. Цоколь церкви, нижняя часть которого состоит из двух рядов белого камня, завершается рядами из лекального кирпича. Под полуколонками он раскрепован. Окна храма и центральное окно апсиды нижней церкви украшены наличниками, колонки которых состоят из сложных фасонных деталей и перехвачены горизонтальными бусинами. Аналогичными бусинами перехвачены колонки наличников боковых окон апсиды. Все наличники храма и апсиды завершены «лучинистыми» килевидными фронтонами. Наличники окон трапезной аналогичны наличникам боковых окон апсиды, но завершены сложными разорванными фронтонами. Колонки всех окон поддерживаются консолями из лекального кирпича. Южная и северная стены апсиды украшены парными нишами со сложными сдвоенными полуциркульными архивольтами с «висящей гирькой». На уровне междуэтажного перекрытия над храмом, трапезной и палаткой пропущен фриз из лекального кирпича, раскрепованный над полуколонками. Аналогичный фриз крепуется над консолями крыльца. Эти сдвоенные консоли большого выноса являются частью декора «пилонов» крыльца. Выше цоколя с трех сторон пилоны имеют квадратные ниши, обрамленные профильными наличниками. С внутренней стороны пилонов ниша значительно меньше. Первоначально в нишах были расположены изразцы (сохранились лишь остатки румп). В малых нишах располагается по одному изразцу. Между нишами и консолями пропущен фриз из лекального кирпича с дентикулами.
 
Стены верхней церкви расчленены пилястрами. В основании пилястр постаменты с филенками. Пилястры имеют базы и капители из лекального кирпича. На углах храма и паперти поставлено по две пилястры, на углах апсиды - по одной. В простенках между окон четверика храма поставлены сложные пилястры, в нижней части они как сдвоенные, но выше середины соединяются в одну. Все окна нижнего света второго этажа и ниши с одинаковыми рамочными многообломными наличниками из лекального кирпича. Центральный наличник южного фасада несколько сложнее, он включает дополнительный ряд с «ромбами-сухарками». Окна апсиды заглублены в широкие (прижатые почти вплотную к пилястрам и карнизам) прямоугольные ниши. Между окнами нижнего и верхнего света четверика пропущен фриз, раскрепованный над пилястрами. Пилястры выше фриза также с постаментами, на углах четверика их по две, в простенках по одной. Наличники окон второго света также рамочные, но имеют сложные многообломные сандрики, увенчанные «нарышкинскими» фронтонами с фасонными деталями. На восточном фасаде между средними укороченными пилястрами находится рамочный киот с поясным изображением Николы. Стены храма и апсиды венчает городчатый карниз с обломами из лекального кирпича, начинающийся рядом с лепестками. Над пилястрами он крепуется. Обломный карниз паперти проще, он без городков и ряд с лепестками у него заменен поребриком. Восьмерик церкви с пилястрами по углам. В основании пилястр пущен фриз, образованный несколькими рядами кирпича. Стены восьмерика прорезаны вытянутыми окнами, на диагональных гранях окна заменены нишами. Окна и ниши украшены рамочными наличниками. Пилястры восьмерика поддерживают карниз, аналогичный карнизу храма.

Каждая грань барабана главы имеет в основании кокошник. Выше идет фриз и вертикальная прямоугольная филенка. На ребрах барабана поставлены полуколонки, сложный широкий карниз барабана над ними раскрепован. Храм увенчан золоченой главой с юбкой и перехватами. Глава завершена золоченым кованым крестом на четырех растяжках.

Четверик храма покрыт восьмискатной куполообразной кровлей. Аналогичным куполом покрыт восьмерик. Фасады памятника побелены. По периметру выступающих деталей и в местах углубления стены выкрашены в черный цвет. Фасады северного придела имеют скромный декор. Цоколь, опоясывающий придел, из лекального кирпича. На углах объемов поставлены широкие лопатки. Окна с рамочными наличниками почти квадратных пропорций. Стены приземистого четверика храма завершены городчатым карнизом, апсида и трапезная - многообломным карнизом с поребриком. Восьмигранный барабан с нишами увенчан главой с юбкой и перехватом. Четырехконечный крест кованый с сиянием на четырех растяжках. Стены придела по обмазке окрашены желтой охрой с выделением деталей побелкой. Притвор церкви имеет кирпичный цоколь и карниз, образованный напуском рядов кирпича. Верхний ряд карниза с дентикулами. Поддерживающие его пилястры имеют базу и капители. По углам притвора по две пилястры, между проемами по одной. Дверные проемы притвора имеют порталы с фронтонами. Оконные проемы с треугольными сандриками.
 
Внутри все стены и своды оштукатурены и побелены. В трапезной нижней церкви на своде воспроизведен лепной картуш, в вогнутых углах которого расположены херувимы. По периметру откосов проемов и трапезной пущена лепная профилированная тяга. На своде алтаря верхней церкви сохранился лепной картуш, а на северной стене фрагмент росписи. Основание восьмерика храма декорировано лепной гирляндой, выше которого по периметру восьмерика пропущен тянутый карниз.



Фото: Галина Попова, 2023:




Фото И.Б. Медведева, 1984:







Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН