Объекты культурного наследия на улице Бурмагиных

«Церковь Гавриловская», 2–я половина XVIII в. (г. Вологда, ул. Бурмагиных, 30) – объект культурного наследия регионального значения. Церковь представляет собой один из лучших образцов позднего барокко г. Вологды.

Церковь кирпичная, одноэтажная, относится к типу ярусных церквей с малым восьмериком в завершении. Имела традиционную трехчастную объемную композицию и состояла из центрального трехсветного четверика, трапезной и колокольни. С востока к четверику примыкает пятигранная апсида. Четверик перекрывается восьмилотковым сомкнутым сводом, над которым возвышался малый восьмерик. Трапезная слегка превосходит четверик по ширине и перекрывается полулотковым сводом с распалубками над окнами.

Сводчатые перекрытия внутренних помещений церкви сохранились. Барочный декор фасадов здания не лишен изящества и тонкости прорисовки деталей. По верху четверика, апсиды и трапезной проходит карниз из сухариков, стены имеют вертикальные членения плоскими лопатками. Оконные проемы всех частей здания с лучковыми перемычками украшены наличниками западно-европейского типа с замковым камнем посередине и «ушками» по бокам, с характерными отростками-«сережками» под ними. Под окнами нижнего яруса помещены фигурные «полотенца», изысканные по своим очертаниям – выступ трапециевидной формы имеет на широких, обращенных к оконному проему, конца завитки. Круглая ниша в нижней части делят выступ на два конца. Верхние стороны досок подчеркнуты выступающими профилированными полочками, которые находят продолжение на пилястрах. Простенки между окнами второго и третьего яруса по высоте заполнены фигурными вставками в квадратных нишах, в чем можно заметить влияние тотемской архитектуры второй половины XVIII века. Между окнами первого и второго яруса в таких же квадратных нишах помещены круглые выступы, ниши между центральным рядом окон ничем не заполнена, но снабжена добавочным углублением.

Сохранились первые два яруса колокольни. Грани нижнего четверика обрамляются с двух сторон пилястрами с прямоугольными нишами в них, по верху идет зубчатый карниз. Угловые части верхнего четверика с западной стороны оформлены полукруглыми впадинами, в которых помещены колонны. Утрачены завершение храма в виде малого восьмерика с главкой и колокольня.




Фото Наседкина, 1976









«Ц. Лазаревская», XIX в., входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль культовых памятников», XIX в. (г. Вологда, ул. Бурмагиных, 50) – объект культурного наследия регионального значения.


Нетипичный для периода эклектики второй половины XIX века пример кладбищенской церкви, архитектура которой, интерпретирующая средневековые декоративные формы с преобладанием мотивов новгородского-псковского зодчества, предвосхищает на несколько десятилетий эстетику неорусского стиля.
 
Церковь Лазаря Праведного на Горбачевском кладбище построена во второй половине XIX века. Кладбище на Горбатом поле, на северо-западной окраине города, возникло в 1775 году. Тогда же здесь началась постройка кирпичной Лазаревской церкви с двумя приделами (Дмитрия Солунского и Федора Стратилата), завершившаяся в 1790 году. Существующая кладбищенская церковь сооружена на ее месте по проекту вологодского губернского архитектора В.Н. Шилькнехта в 1883 - 1887 гг. Разборка старой церкви и строительство основного объема нового здания заняли один сезон. Потом из-за нехватки средств работы были приостановлены и продолжены лишь в 1886 году, когда была возведена колокольня. Освящение церкви состоялось 31 мая 1887 года. На северном фасаде апсиды и трапезной на месте окон прорублено два дверных проема. Живопись в интерьере, по-видимому, поновлена в 1990х годах. Лазаревская церковь расположена в центральной части кладбища. Кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание выстроено в формах эклектики с мотивами новгородско-псковской средневековой архитектуры, получивших нетрадиционную для своего времени трактовку, предвосхищающую эстетику неорусского стиля.

Симметричная относительно продольной оси композиция очень небольшого по размерам здания состоит из храма с алтарем, трапезной и колокольни с двумя палатками по сторонам и крыльцом перед входом на западном фасаде. Собственно храм представляет собой четверик, несущий низкий глухой восьмерик, покрытый граненой полусферической крышей с главой на восьмигранном барабане. По сторонам восьмерика над углами храма возвышаются граненые барабаны боковых глав, поднятые на небольшие трибуны. Восьмерик и барабаны глав сделаны из дерева и обшиты железом. Прямоугольный в плане алтарь выделен на восточном фасаде ризалитом небольшого выноса. По ширине и высоте алтарь, четверик храма, трапезная и нижний ярус колокольни вместе с боковыми палатками равны между собой и воспринимаются как единый объем. Высокая, обладающая динамичным силуэтом, колокольня является самым выразительным элементом здания. Над ее нижним ярусом поднимается стройный, удлиненный четверик яруса звона, несущий небольшой восьмигранный ярус-резонатор, увенчанный изящным граненым шатром с главой.

Оформление фасадов выполнено сдержано и строго, а декоративные детали – очень простые по характеру моделировки – отличаются хорошей прорисовкой. По верху стен на всех объемах проходят широкие профилированные карнизы, дополненные аркатурой. Углы оформлены огибающими лопатками, лежащими в плоскости аркатуры. По сторонам храма пилястры украшены тонкими парными полуколонками, на нижнем ярусе колокольни и на боковых палатках на пилястрах помещены одинарные полуколонки. Боковые фасады храма завершены треугольными щипцами с подвышениями, на гребнях которых пятиглавое завершение дополняют небольшие кирпичные столбики с килевидными кокошниками, несущие металлические кресты. Средневековые ассоциации вызывают пропорции узких, почти щелевидных прямоугольных окон, украшенных над перемычками килевидными архивольтами, и большие, вписанные в круг, кресты псковского типа, расположенные над ними. На алтаре восточный фасад выделен ризалитом небольшого выноса, завершенным деревянным фронтоном. Окна алтаря (четыре на восточном фасаде и по одному на боковых фасадах) незначительно превышают по ширине окна храма. Окна трапезной (по три северном и южном фасадах) и боковых палаток по сторонам колокольни (по одному на каждом фасаде) еще шире. Наличники на всех окнах имеют подковообразные килевидные навершия. В композиции колокольни щипцовые завершения фасадов первого и второго ярусов подчеркивают динамику ee устремленного ввысь силуэта. В нижнем ярусе в тимпане щипца на западном фасаде помещено круглое окно, которому во втором ярусе соответствуют кресты псковского типа. Второй ярус, прорезанный арками звона, обработан на углах пилястрами, над которыми поставлены небольшие главки, значительно обогащающие силуэт колокольни. Ярус-резонатор с узкими арочными проёмами, расположенными по сторонам света, украшен в основании шатра килевидными кокошниками. Крыльцо перед входом в церковь завершено щипцом, очертания которого вторят щипцам на ярусах колокольни.

 
Интерьер храма и трапезной представляет собой единое пространство, от которого алтарь отделен лишь иконостасом. Габариты храма обозначены только четырьмя небольшими пристенными пилонами, вполне достаточными для опоры венчающего восьмерика. В западной части трапезной устроены хоры. Боковые палатки по сторонам нижнего яруса колокольни связаны с трапезной дверными проемами. В толще кладки северной стены нижнего яруса колокольни проложена лестница, ведущая на звон. Нижний ярус колокольни перекрыт полулотковым сводом. В остальных помещениях перекрытия плоские.
В храме установлен эклектичный иконостас шириной в девять прясел, над центральной частью которого три фигурных навершия, заполненных иконами, образуют второй ярус. Потолки обработаны широкими, мелкопрофилированными тянутыми карнизами. Полы выложены метлахской плиткой. В трапезной у северной стены находится большая печь, облицованная белым кафелем. На стенах и потолках помещены живописные сюжетные композиции и поясные изображения избранных святых в гризайльных обрамлениях, выполненные в академической манере масляными красками.



Фото С.В. Гельфера, 2006:








Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН