Объекты культурного наследия на улице Кирова

«Церковь Власьевская», нач. XVIII в.  (г. Вологда, ул. Челюскинцев, 12)  – объект культурного наследия регионального значения. Церковь Власия с приделами Донской Богоматери и Николая Чудотворца построена в 1714 году. Принадлежит к характерному для вологодских церквей начала ХVIII века кругу памятников с композицией типа "восьмерик на четверике" и с декором в духе допетровского зодчества. Более ранними аналогами являются церкви Покрова в Козлене (1704-1709 гг.) и Иоанна Предтечи в Рощенье (1710 г.).



Кирпичное оштукатуренное здание выстроено в традициях допетровского зодчества. Симметричная продольно-осевая композиция состоит из храма "восьмерик на четверике", поперечно вытянутой трапезной, нижнего яруса колокольни и притвора. Придельные алтари трапезной заслоняют примерно 1/3 фасадов четверика. Восточные углы трапезной (приделов) скруглены. Нижний ярус колокольни, который незначительно смещен относительно продольной оси церкви к северу, с юга и севера фланкирует две камеры разной величины. Западный притвор шире яруса колокольни, но несколько уже всего объема церкви.
Объемы четверика и восьмерика храма четко выявлены угловыми огибающими лопатками.

Южный и северный фасады четверика имеют из-за примыкающих приделов асимметричную композицию. Посередине находится прямоугольный входной проём (на южном фасаде переделан в окно), обрамление которого имеет лучковую перемычку. Высокие прямоугольные окна расположены в два света. Они обведены тонкими наличниками и завершены очельями в виде двух арочек с килем между ними. Восьмерик прорезан прямоугольными окнами (по одному на каждой грани), которые меньше окон четверика, но имеют аналогичное оформление. На южной и северной гранях восьмерика расположены прямоугольные ниши-киоты, обрамлённые наличниками. Объёмы храма завершены грубо профилированными карнизами, незначительно раскрепованными над лопатками и имеющими деревянные профилированные нависающие части. В восьмерике основной карниз дополнен поясом поребрика. Фасады трапезной расчленены лопатками, отвечающими внутреннему делению на основное пространство, алтари приделов и боковые камеры по сторонам колокольни. Арочные окна обрамлены тонкими наличниками с килевидными завершениями.

Храм перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом, в котором устроено круглое отверстие для светового барабана. Переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Широкие арочные проёмы, расположенные на центральной продольной оси, соединяют храм с трапезной и апсидой (последняя не сохранилась, а проём заложен). Двухстолпная трапезная с квадратными опорами перекрыта системой сводов с распалубками. Сильно вытянутое в поперечном направлении помещение нижнего яруса колокольни перекрыто полулотковым сводом, боковые камеры - лотковым (северная) и полулотковым (южная). Вход из притвора в церковь (на западном фасаде первого яруса колокольни) оформлен арочным порталом с дыньками и импостами.

Храм завершался световым цилиндрическим барабаном с крупной луковичной главой. Нижний ярус колокольни, очевидно, первоначального времени. Несохранившиеся верхние ярусы колокольни, вероятно, переделывались в конце ХVIII века. Это были три восьмигранные яруса, которые образовывали столпообразную композицию, завершенную небольшим также восьмигранным ярусом - резонатором и шпилем. Третий и четвертый ярусы колокольни были прорезаны большими арочными проемами звона. Ярус - резонатор имел круглые окна. Скорее всего, в 1888 году был пристроен западный притвор. Не сохранились главы церкви - над храмом и три малых над апсидой и приделами. Разобрана полукруглая апсида и три верхних яруса колокольни. Над сохранившимся нижним ярусом колокольни надстроен небольшой объем. Пространство храма разделено на несколько этажей. Утрачено внутреннее убранство.




Фото А.И. Финогенова, 2001:











«Жилой дом», XIX в. (г. Вологда, ул. Кирова, 15) — объект культурного наследия регионального значения. Первоначально здесь был дом Ивановских. После череды смены собственников у мещанина И.И.Канарейкина участок со строениями был приобретен Е.Н.Колесниковой (не ранее второй половины 1880-х гг.). Разрешение на постройку одноэтажного деревянного дома на Малой Обуховской улице было дано Е.Н.Колесниковой 9 сентября 1908 года. В 1914 году здание было передано под обустройство школы.


Одноэтажное деревянное здание строилось как служба к соседнему главному дому. Со стороны главного дома здание имеет брандмауэр, ранее он был украшен декоративными вазами из просечного железа. Крыльцо дополняет ажурный кованый зонт. Дом отличает пояс с профильной резьбой по главному фасаду и форма окон.



Фото АУК ВО Вологдареставрация:








«Дом жилой (дер.)», XIX в. (г. Вологда, ул. Кирова, 12/15)  — объект культурного наследия федерального значения. Адрес: г. Вологда, ул. Кирова, 12/15 (ул. Кирова,14; ул. Челюскинцев 15). Дом крестьянина Фёдора Николаевича Бутырина (1887 год), в литературе этот дом знают как дом Ушинского. Выстроенный во второй половине XIX века дом, служит примером двухэтажного жилого дома на две квартиры, характерного для застройки Вологды. Особенностью памятника, выделяющего его из характерной застройки города, является редко встречающийся прием размещения балкона второго этажа не над парадным входом, а в центре фасада. Определенный интерес представляет тонкий резной декор, выполненный в народном духе, не шаблонно, на хорошем профессиональном уровне.

Деревянный двухэтажный дом расположен на углу квартала. "Т"-образный в плане дом рублен в "обло" с остатком. Сруб поставлен на кирпичный цоколь. Холодные сени, прирубленные к центральной части западного фасада, сложены из брусьев, система перевязки "в лапу". Фасады обшиты профилированными досками, на которых сохранились следы покраски. Типологически здание является характерным для жилой застройки города этого периода и представляет собой дом на две квартиры с сенями и входом с улицы, над которым был помещен балкон. К редко встречающимся приемам объемно-пространственной композиции подобного типа зданий, можно от нести балкон второго этажа, расположенный не над входом, а в центре северного фасада. Декоративное убранство фасадов несет на себе печать эклектики. Наиболее эффектно выглядит северный торцовый фасад, выходящий на улицу Челюскинцев, где сосредоточено все богатство резного декора. Композиционным центром его является крытый балкон второго этажа, который поддерживают спаренные резные колонки, обработанные в середине канеллюрами. Кровля над балконом опирается на прямоугольные в плане столбики с накладной резьбой и завершена ступенчатым аттиком. Верхняя раскрепованная часть балкона, отдаленно напоминающая кружевной балдахин, и его ограждение обильно украшены пропильной ажурной резьбой, мотивы которой близки к орнаменту вологодских кружев. 

Не менее богато украшен и аттик, подчеркивающий продольную ось здания и симметричную композицию фасада. Центрального его часть завершена фронтоном и прорезана чердачным окном, боковые украшены накладными точеными балясинами и гранеными досками, имитирующими бриллиантовый руст. В центре фасада в первом этаже помещено тройное окно, во втором - балконная дверь с расположенными по бокам узкими окнами. Более скромно выглядят протяженный западный фасад в шесть световых осей и южный в три световые оси. Гладкие плоскости их стен прорезаны четким ритмом прямоугольных оконных проемов. Оконные проемы обрамлены наличниками с подзором, "ушами" и стилизованными сандриками с кронштейнами и богато украшены сквозной резьбой. Наличники окон второго этажа завершены резными навершиями. Резьба не нарушает конструктивной четкости оконных обрамлений и подчинена их композиции. Большой вынос кровли дома обшит досками и украшен лентой подзора. Кровля здания невысокая вальмовая, холодных сеней двускатная, стропильной конструкции по обрешетке покрыта железом.

Вход расположен в северо-восточном углу дома, одна дверь ведет в помещения первого этажа, другая - на деревянную двухмаршевую лестницу с массивными точеными балясинами в помещения второго этажа. С южной стороны сеней расположен выход во двор и "черная" лестница. Двухстворчатые полотна входных дверей обработаны к глубокими филенками и крупными ромбовидными вставками. Над проемом помещено щипцовое завершение, в которое вписаны два небольших треугольных окна. Планировка первого и второго этажей, хотя и искажена поздними перегородками, легко реконструируется и является одинаковой. Зал, выходящий окнами на северный фасад, связан с прихожей и анфиладой небольших комнат (некоторые двери анфилады заложены) вдоль западного фасада. Во втором этаже зал имеет выход на балкон. В юго-восточной части, примыкающей к сеням, расположена кухня с русской печью. Из кухни имеется выход на черную лестницу и во двор. Из декоративного убранства интерьеров сохранился лишь штукатурный цельнотянутый карниз в зале второго этажа. Стены и потолки оштукатурены, выкрашены или оклеены обоями. Перекрытия плоские в обоих этажах, полы дощатые, выкрашены масляной краской.


Утрачен балкон над входом, частично поврежден резной декор здания, внутренняя планировка искажена поздними перегородками, заложены старые и пробиты новые двери, некоторые оконные проемы заложены, переложены печи, утрачено убранство интерьеров.

Фото А.И. Финогенова, 1983:











Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН