Объекты культурного наследия на Набережной VI Армии

«Жилой дом», XIX в. (г. Вологда, Набережная VI Армии, 41) – объект культурного наследия регионального значения. Датировка основана на стилистических признаках. Автор и строители дома неизвестны. Согласно архивным данным начала XX века, дом входил в состав обширной городской усадьбы, состоявшей из двух каменных домов, конюшни солодовой, ледника и сарая. Усадьба принадлежала Кисилевой Марии Михайловне. Натурное обследование дома позволило установить два основных строительных периода за время его существования: к первому периоду относится строительство основного объема дома не позже середины XIX, а ко второму – пристройка к нему боковых флигелей и крытых веранд второго этажа в последней четверти того же века.
 
Центральная, основная часть дома – интересный образец застройки города в середине XIX века с умелым использованием среды и места, где возведена постройка. Все это позволило создать живописно расположенную полу загородную усадьбу со значительным по размерам и богатым по внешнему облику центральным домом.


Существующая пространственно-композиционная структура постройки – результат последующих достроек и переделок первоначального объема. Основной объем сооружения – деревянный двухэтажный дом, П-образный в плане, с мощным центральным ризалитом по главному фасаду. Дом стоит на высоком берегу реки Вологды, откуда раскрывается великолепный вид на правый берег и виднеющийся вдали ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря. Этим объясняется и наличие просторного центрального балкона, оформленного в виде парадного четырехколонного портика, увенчанного фронтоном, и боковых террас-галерей, опирающихся на мощные кирпичные столбы-колонны. Конструкция постройки – венчатая, с перевязкой "в лапу" и обшивкой фасадов тесом. Перекрытия деревянные, балочные. Кровли вальмовые, на деревянных стропилах. Стены изнутри и потолки оштукатурены.
 
Главный фасад имеет не только характерную для позднего классицизма трехчастную композицию, но и типичные для этого времени элементы декоративного убранства – горизонтальные межэтажные и подоконные тяги, карниз большого выноса, окна в полуциркульных нишах, сандрики и т.п. Такую же трехчастную структуру имеет и интерьер дома, состоящий в своей основе из двух трехкомнатных анфилад по главному и дворовому фасадам, отделенных друг от друга нешироким коридором. При этом в центральных комнатах сохранились характерные для того времени угловые печи и частично филенчатые двери со скобянкой. Пристройки последней четверти XIX века не представляют архитектурно-художественной ценности и их появление объясняется, по-видимому тем, что дом ко времени их сооружения сдавался под отдельные небольшие квартиры, что потребовало и сооружения дополнительных лестничных клеток для изоляции квартир друг от друга.

Пристройки к основному объему дома в последней четверти XIX века нарушили цельность композиции и декоративное единство облика здания. 



Фото Наседкина, 1976:








Фото Ю.Н. Бусурина, 1977:








Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН