Объекты культурного наследия на улице Октябрьская

«Жилой дом, 2 п. XIX в., деревянный, с мезонином» (г. Вологда, ул. Октябрьская, 15) – объект культурного наследия регионального значения.


И. Б. Воронин в «Этюдах по вологдоведению» пишет об истории данного дома:

«Доисторический» дом на этом месте был построен ключарём Софийского собора Михаилом Фёдоровичем Яновским в первой половине 1780-х годов. «Доисторический» дом с флигелями сгорел в крупном пожаре 5 мая 1849 года. Сохранившийся дом построен Анной Суворовой в 1852-53 годах. Затем, сменив несколько разных владельцев (в их числе, например,  Николай Петрович Брянчанинов), к 1919 году дом был национализирован.



Фото А.И. Финогенова, 1986:









«Жилой дом, 2 п. XIX в., деревянный, с антресолями», 2 пол. XIX в. (г. Вологда, ул. Октябрьская, 17) – объект культурного наследия регионального значения.


И. Б. Воронин в «Этюдах по вологдоведению» пишет об истории данного дома:

«Доисторический» дом на этом месте был построен, очевидно, протоколистом Иваном Ивановичем Москвиным в первой половине 1780-х годов. В 1784 году он был куплен чиновницей Аграфеной Афанасьевной Шахматовой. «Исторический» дом по ул. Октябрьской, 17 был построен М.П. Максимовичем где-то в 1860-61 годах. Он фиксируется Окладной книгой 1872 года. Окладная книга 1879 года свидетельствует о принадлежности  дома Л.П. Гладковой на протяжении как минимум всей первой половины 1880-х годов. Журнал страхования в сентябре 1891 года и в сентябре 1892 года фиксирует здесь: деревянный дом, деревянную людскую с кухней, службы, баню и прачечную купца Алексея Александровича Галкина. А Журнал страхования за 1895-96 годов: деревянные дом, кухню и людскую, службы, баню и прачечную уже его наследников.

Журнал страхования в сентябре 1902 года фиксирует в 61 квартале на углу Обуховской-Дворянской и Пятницкой улиц: деревянный дом с двумя флигелями (в одном из которых находилась крендельная) и службы наследников купца Алексея Александровича Галкина. Не ранее 1902 года над домом был надстроен второй «полуэтаж», уничтоженный в процессе реставрации в конце 1970-х годов.

Фото Наседкина, 1976:







«Жилой дом (деревянный)», XIX в. (г. Вологда, ул. Октябрьская, 43А), Дом Попова – объект культурного наследия федерального значения. Дом был построен в 1882 году купцом Поповым. В начале XX века дом был продан купцу Сазонову. Выстроенный во второй половине XIX века дом, является интересным примером деревянной купеческой застройки в Вологде. В памятнике сочетается объёмно-пространственная композиция дворянских особняков первой половины XIX века с эклектичным декором фасадов.


Деревянный оцноетавный дом с мезонином расположен в глубине квартала, торцовым, северным фасадом обращен к Октябрьской улице. Здание рублено "в обло" с остатком, сруб поставлен на кирпичный цоколь. Прямоугольный план дома, вытянутый с севера на юг, усложнен с западного фасада двумя небольшими прямоугольными в плане сенями, а с северного фасада – террасой (утрачена). Объемно-пространственная композиция здания с развитым мезонином близка по типу к особнякам первой четверти XIX века, декоративное убранство фасадов выполнено в характерных для второй половины XIX века формах эклектики. Основной декор сосредоточен на убранстве наличников окон и парадного крыльца. Прямоугольные окна украшены пропильной резьбой и завершены лучковыми фронтончиками с резным навершием. Завершение наличников окон мезонина – щипцовое. В резьбе преобладает растительный орнамент. В центре северного фасада, к которому примыкала терраса, расположена дверь, а по бокам спаренные окна. Характер наличников здесь несколько иной. Интересен деревянный козырек нац входом, лучковый фронтон которого украшает резная композиция в виде двух стилизованных, огнедышащих львов. Торцовые фасады завершены фронтонами. Верхние части стен в первом этаже и мезонине трактованы как антамблемент и отделены от плоскости стены профилированной тягой. Верхняя часть антамблемента украшена фризом, выполненным в технике пропильной резьбы. Наличники окон и антамблемент сохранили следы покраски. Вынос кровли украшен подзором. Кровли здания стропильной конструкции, одноэтажных частей – двухскатная, мезонина – четырехскатная, по обрешетке покрыта железом.


Внутри стены и потолки оштукатурены и оклеены обоями, в некоторых  Перекрытия плоские. Первый этаж разделен узким поперечным коридором на две половины. В северной части находились парадные комнаты. Обширный зал, имевший выход на террасу, сообщался с гостиной и столовой. В коридоре расположена деревянная одномаршевая лестница с массивными точеными балясинами, ведущая в мезонин. Продольная и поперечная стены делили мезонин на четыре комнаты. Три из них служили жилыми, четвертая - прихожей. В двух комнатах с северной стороны сохранились угловые печи. Интересно ограждение лестницы в прихожей, выполненное в стиле модерн.


В 1940-х годах разобрана терраса, примыкавшая к северному фасаду, поздними перегородками искажена первоначальная планировка интерьеров, заложены некоторые старые и прорублены новые дверные проемы, заложено несколько окон, поврежден резной декор наличников, переложены некоторые печи, утрачено убранство интерьеров.


Фото А.И. Финогенова, 1983:











«Церковь Владимирская», 1764 г., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Владимирская и колокольня», 1764 г. (г. Вологда, ул. Октябрьская, 46б) – объект культурного наследия федерального значения. «Церковь Владимирская и колокольня», 1764 г. (г. Вологда, ул. Октябрьская, 46б, 46) – объект культурного наследия федерального значения.  Храмовый комплекс Владимирской церкви, оформившийся на протяжении второй половины ХVII – второй половины ХVIII веков, является интереснейшим примером культового комплекса, состоящим из холодной и теплой церквей и отдельностоящей колокольни.

 
Храмовый комплекс Владимирской церкви известен с середины ХVI века, когда там существовала деревянная церковь, называвшаяся в документах "посадской". В писцовых книгах 1627 года упоминается две церкви холодная и теплая : "… церковь Пречистыя Богородицы Владимирския – деревяна вверх, другая же церковь Преподобного Феодосия Печерского деревяна ж клецки с трапезою, а в церквах Божие милосердные образы, свечи и книги и на колокольнице и всякое церковное строение приходных людей". В 1684-1689 годах на средства "торгового гостя" богатого вологодского купца Гаврилы Мартыновича Фотеева строится двухшатровая теплая церковь Архангела Гавриила и отдельностоящая колокольня "…против образцы соборной колокольни". Деревянный теплый храм был разобран и перевезен в Тошенскую волость. Холодная Владимирская церковь до середины ХVIII века оставалась деревянной. В 1759-1764 годах на средства купцов Красильникова А., Нестерова И. и Крылова В. построен новый кирпичный холодный храм с приделом. Здание было поставлено рядом с деревянным храмом, который был впоследствии разобран.


Храмовый комплекс расположен внутри трапециевидного квартала между улицами Ленинградская (бывш, с. Петербургская), Октябрьская (бывш. Обуховско-Дворянская), Благовещенская (бывш. Кобылкина и Клары Цеткин) и Воровского (бывш. Богословская). По красной линии этих улиц в основном сохранилась деревянная одно–, двухатажная жилая застройка первой половины XIX – начала XX века, так что здания комплекса хорошо видны с этих улиц и при подходе в ним. Лишь с улицы Воровского видовые точки на комплекс закрыты большим пятиэтажным домом. 

Церкви расположены компактной группой и разделены между собой небольшим, вытянутым с северо-запада на юго-восток прудиком. Их алтари ориентированы не точно на восток, так алтарь Владимирской (холодной) церкви на северо-восток, а теплой – почти на север. К востоку от пруда находится древняя теплая церковь Архангела Гавриила. К северо-западу от нее невысокая столпообразная колокольня. Церковь и колокольня
выстроены одновременно в характерных формах русского зодчества второй
половины ХУVII века. К северо-западу от теплой церкви, через пруд, расположена холодная Владимирская церковь, выстроенная во второй половине ХVIII века. Её архитектура соединяет в себе формы нарышкинского и петровского барокко. Владимирская церковь и колокольня являются основными высотными доминантами квартала и играют важную роль в формировании его архитектурно-художественного облика.



Фото Наседкина, 1976:






«Колокольня», 1764 г., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Владимирская и колокольня», 1764 г.(г. Вологда, ул. Октябрьская, 46) – объект культурного наследия федерального значения. Построенная во второй половине ХVII века в характерных формах русского зодчества этого времени, отдельностоящая колокольня по своим архитектурно-художественным качествам считается одной из лучших в Вологде.

 
Колокольня построена в 1685-1689 годах на средства вологодского купца Г.М. Фотиева. Заказчик в своей духовной грамоте оговорил архитектурные формы здания: "Да у той же церкви сделать колокольня особая, против образца соборной колокольни". Распорядителем строительства был вольноотпущенный приказник Фотиева – Дмитрий Березин. Колокола для колокольни были отлиты в Любеке в 1685 году мастером Альбертом Бенингом, о чем свидетельствовала надпись на двухсотпудовом колоколе.

Объемно-пространственная композиция складывается из прямоугольного в плане невысокого нижнего яруса, на который поставлен восьмигранный столп с открытыми арками звона, завершенный стройным шатром. Углы и плоскости фасадов первого яруса обработаны лопатками. Северный и южный фасады прорезаны двумя арочными проемами - большим и малым, которые служили для проезда. Архивольты арок и тяга, проходящая по периметру четверика на уровне их пят перемычек, состоит из двух полувалов и поребрика, который помещен между ними. Архивольты большого проема украшены прямоугольными вставками, малого – накладками в виде стилизованного цветка. Широкий, раскрепованный на лопатках карниз дополнен лентой ширинок с полихромными изразцами и поребриком. Углы граней восьмигранного столпа обработаны широкими лопатками. Нижнюю часть северной и южной граней украшают киоты с оригинальным изразцовым обрамлением. Изразцы квадратной и прямоугольной формы с растительным орнаментом и геральдическими изображениями животных (единороги, львы, грифоны). Арочные проемы звона обрамлены архивольмами с килевидным завершением. Кирпичные парапеты проемов звона имеют по три восьмигранных отверстия. Высокий стройный шатер с гуртами прорезан четырьмя рядами "слухов", расставленных в шахматной порядке. Благодаря уменьшению высоты проемов "слухов" каждого ряда по сравнению с нижерасположенными, зодчие достигли большого зрительного эффекта. "Слухи" имеют нарядное обрамление в виде пилястр с перехватами, опирающихся на фигурные консоли, над которыми помещены треугольные фронтончики. Шатер завершен луковичной главой с крестом, поставленной на глухой круглый барабанчик. Внутри первый ярус разделен глухой стеной на два разновеликих пролета, перекрытых коробовыми сводами. Внутри восьмигранного столпа устроена деревянная лестница на ярус звона.

Заложены проездные арки в первом ярусе и в них сделаны оконные и дверные проемы, устроена новая лестница на ярус звона, внутри проездные арки разгорожены временными перегородками, сняты колокола.

Фото Наседкина, 1976:






Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН