Объекты культурного наследия на улице С.Орлова в Вологде

«Архиерейский дом и другие здания», XVII-XVIII вв., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля» (г. Вологда, ул. С.Орлова, 15) – объект культурного наследия федерального значения.

Архиерейский двор – это архитектурный ансамбль, включающий в себя памятники каменной культовой, гражданской и крепостной архитектуры. До 60-ых годов ХVI века центр города Вологды (в том числе и Архиерейский дом) находился на так называемой "Ленивой" площади, расположенной чуть ниже по течению реки Вологды, на правом её берегу относительно современного расположения Архиерейского двора. Там же находилась и старая соборная церковь Воскресения Христова. Начало создания нового Архиерейского двора в Вологде связано с интенсивной строительной деятельностью Ивана Грозного. Летопись упоминает, что 28 апреля 1566 года по повелению Ивана Грозного был заложен каменный город на память святых апостолов Ассона и Сосипатра. Одновременно с возведением стен Иван Грозный повелел строить собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, переосвященный в последствии в Софийский. Возведение молодого города происходило на новом месте, ниже по течению реки Вологды, при впадении в неё речки Золотухи. По замыслу Ивана Грозного новый кремль должен был расположиться между левым берегом р. Золотухи на востоке и ныне существующей Ленинградской улицей на западе. 
В 1622 году была построена первая деревянная колокольня, которая в 1642 году сгорела. В 1631 году при царе Михаиле Фёдоровиче к каменным стенам и башням Ивана Грозного, пострадавшим от времени и от нашествий поляков и литовцев, были прирублены деревянные стены. К этому времени в новом городе насчитывалось кроме стен две каменных башни и 21 деревянная башня. Всеми градостроительными работами в Вологде в эпоху Ивана Грозного руководил один из выдающихся русских инженеров XVI века Размысл Петров, отличившийся ещё при взятии Казани. Каменные стены Ивана Грозного и пристроенные к ним деревянные стены времён царя Михаила Фёдоровича, хотя и в развалинах, просуществовали до конца XVIII века. Постепенно они разрушались и разбирались и наконец, в начале XX столетия совершенно исчезли. По всей видимости царь Иван Грозный задумал создать в Вологде большой архитектурный комплекс наподобие кремля, превратив его в свою северную резиденцию.В эти же годы Иван Грозный решил перевести центр Пермской Епархии из Усть-Выми в Вологду.

Таким образом, началу современного ансамбля Архиерейского двора положило строительство в 1568-1570 годах Софийского кафедрального собора. Все остальные строения Архиерейского двора оставались деревянными вплоть до середины XVII века. Следующее каменное здание Архиерейского двора – Экономский корпус, построенный в 1657-1659 годах. В 167I-1672 годах в Вологде был сильный голод, и архиепископ Симон, получив почти бесплатную рабочую силу, построил вокруг архиерейского дома стены и башни. Строительство их длилось с 167I по 1675 год. В 1667- 1670 годах был возведён Симоновский корпус с домовой церковью Рождества Христова. В 1687-1692 годах над святыми воротами была сооружена надвратная Воздвиженская церковь. В конце XVII века был выстроен Гавриловский корпус, названный по имени архиерея – заказчика Гавриила. В начале XVIII века были построены Иринеевский и Безымянный корпуса.

В 1740-1774 годах был выстроен Консисторский корпус. Он строился в два этапа. Первый этаж был построен в 1740-1753 годах при архиепископе Пимене. Второй этаж был надстроен в I774 году. В I764-I769 годах было построено главное здание Архиерейского дома-палаты Иосифа Золотого. На месте северо-восточной башни в 1772-1776 годах был построен тёплый Воскресенский собор архитектором Златицким. В эти же годы была построена галерея-переход из Воскресенского собора в колокольню, которая до I850 года была открытой. В 1870 году на восьмерике старой колокольни архитектором B.Н. Шильдкнехтом была выстроена новая колокольня. В 1923 году ансамбль Архиерейского двора передан областному краеведческому музею.

Архиерейский двор является главной частью исторически сложившегося центра города. Главный вход в архиерейский дом расположен между Воскресенским собором и колокольней. До возведения Воскресенского собора на этом месте располагались Водяные ворота. На Архиерейский двор с южной стороны вели ворота в Юго-западной башне. Архиерейский двор в плане представляет собой неправильный четырёхугольник, в северной части которого расположен Софийский собор, а к главному южному входу его выходят Святые ворота. Архиерейский двор разделён в плане на три неравные части Первая и главная – это центральная площадь, далее – так называемый Консисторский дворик и, наконец, хозяйственная часть двора. Главная центральная часть представляет собой площадь, образованную наиболее важными сооружениями, как в архитектурном, так и функциональном отношении. Все фасады зданий, выходящих на эту площадь, является главными. Окончательно сформировалась эта площадь в 1769 году, когда было закончено строительство Иосифовского корпуса. Напротив него, в северной части площади, расположено самое раннее некультовое каменное здание – Экономский корпус, построенный в 1659 году. Рядом с Экономским корпусом расположен Безымянный корпус, который является связующим сооружением между Экономским корпусом и надвратной Воздвиженской церквью. В западной части центральной площади расположен Симоновский корпус с домовой церковью Рождества Христова и галереей. Между Симоновским и Иосиовским корпусами расположен небольшой Гавриловский корпус. Между Симоновским корпусом (1667-I670 гг.) и надвратной Воздвиженской церковью построен крытый переход, нижний ярус которого представляет собой две большие сквозные арки, благодаря которым можно попасть из центральной площади в небольшой Консисторский дворик. Своё наименование этот дворик получил в результате воздвижения в 1740-1774 годах здесь Консисторского корпуса, главный фасад которого выходит на этот дворик с южной и западной стороны.С севера Консисторский дворик ограничен Северной стеной, в которой в XIX веке были пробиты ворота, выходящие на площадь Софийского собора. Консисторский дворик – один из самых красивых уголков Архиерейского двора. Пространство, расположенное между южной стеной, Западной стеной и корпусами Иосифовским, Гавриловским, Иринеевским и Консисторским, является хозяйственным двором. К нему можно отнести и различные хозяйственные сооружения, расположенные вдоль южной и Восточной стен. На хозяйственный двор со стороны города можно было попасть через проездную юго-западную башню.
 
Особенностью Архиерейского двора является то, что все соборы и церкви ориентированы в направлении юг – север, т.е. алтарные части расположены с северной стороны. Это было вызвано топографическими условиями местности. Композиция Архиерейского двора построена так, что со стороны города двор отделяют высокие стены с башнями по углам, за исключением наполовину разобранной Западной стены, а главные в художественном отношении культовые постройки расположены на высоком берегу реки Вологды. Комплекс Софийского собора с колокольней и Воскресенским собором особенно выразителен со стороны реки Вологды и с Заречья. То есть ансамбль "открыт" в сторону реки. Вертикальной доминантой Архиерейского двора является колокольня.

Юго-восточная и юго-западная башни лишились перекрытий. Основательно была перестроена в XIX веке и северо-западная башня. У западной стены в XIX веке был разобран второй ярус, по причине его больших разрушений. В XIX веке также были сбиты наличники у окон и дверей Симоновского, Гавриловского и Консисторского корпусов. Изменялись завершения у домовой церкви Рождества Христова и надвратной Воздвиженской церкви. У хозяйственных помещений Восточной стены, у всех башен, а также у корпусов Иосифовского, Иринеевского, Гавриловского, Симоновского и Консисторского изменялись внутренние планировки. В 1772 году была полностью разобрана северо-восточная башня и на её месте был воздвигнут Воскресенский собор.




Фото В.В. Волкова, 1981


Центральная часть. Фото В.В. Волкова, 1981


Западная часть. Фото В.В. Волкова, 1981



Вид на Ленивую площадку. Фото В.В. Волкова, 1981


Северо-западная и восточная части. Фото В.В. Волкова, 1981





«Колокольня», XVI-XIX вв., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля» (г. Вологда, ул. С.Орлова, 15) – объект культурного наследия федерального значения.


Первое упоминание о Колокольне Софийского собора датируется 1622 годом. Это было деревянное сооружение "о осьми стенах". Она была построена на месте современной колокольни. Рубили эту колокольню плотники (шесть человек), среди которыйх были Данил Павлов сын Глухой, Федот Алферьев и Богдан. Работа была начата 17 мая 1622 года. В октябре 1636 года во время большого пожара сгорели многие здания Архиерейского двора, в том числе и соборная колокольня. После этого пожара 13 декабря 1636 года около Софийского собора было сделано временное помещение для колоколов на столбах. В 1638 году архиеписколом Варлаамом были куплены боевые часы "с перечасьем", стоили они тридцать рублей. В 1642 году при архиепископе Варлааме на месте сгоревшей колокольни была построена новая деревянная колокольня. По подрядной записи узнаём, что строительство было начато 19 августа 1641 года. Строил эту колокольню Гурка Исаков с десятью "товарищи". Строительство продолжалось до июля 1642 года и было заплачено плотникам за всю работу 56 рублей. Это была рублёная колокольня с шатровым верхом, главой и крестом, который был обит "немецким железом". В 1643 году для колокольни были куплены четыре колокола: один весил восемнадцать пудов, второй - восемь пудов, два других - по два пуда. В этом же году колокольный мастер Карп Евтихеев переливал для колокольни старый битый колокол, который стал весить 122 пуда. К этому году относится упоминание с том, что часы, купленные в 1638 году, уже стояли на колокольне.

B 1644 году были приобретены для колокольни ещё три колокола. Один из них был куплен у Ивана Яковлева сына Копотилова. Второй был приобретён у Тимофея Фомина. Оба эти колокола были немецкой работы. В феврале 1644 года мастер Карп Евтихеев вылил ещё один колокол из старой меди весом в 19 пудов.

В 1648 году мастер "Елфимко Васильев сын Бычок" сделал на колокольне чулан для часов, проложил трубу из чулана к колоколам, в которой находились струны для перечастных колоколов, изготовил "указное колесо" и киот для него. В 1651 году был куплен в Москве колокол весом 52 пуда. В 1654 году купец "Иван Савин сын Худяков" купил в Москве для колокольни Софийского собора два колокола.

В 1654-1658 годах была построена при Софийском соборе каменная колокольня. Для строительства этой колокольни был использован материал (бут, белый камень), предназначенный для постройки крепости, начатой ещё при Иване Грозном. Остальной строительный материал доставлялся из разных мест. Кирпич был привезён из села Вятского, вотчины Московского патриарха Никона. Железо было доставлено из Спасо-Прилуцкого монастыря, известь - из Солигалича. Выложили новую колокольню 16 каменщиков во главе с Василием Никитиным. Эта колокольня являлась основой современной колокольни. Она представляла из себя традиционное сооружение для XVII века: высокий восьмигранный стоп с лопатками на углах и открытым верхним ярусом звона. Завершалась она стройным шатром с маленькой главкой. В описи 1663 года упоминается о том, что на колокольне находилось 14 колоколов, колокола, которые здесь не упоминались, видимо, были сняты с колокольни, построенной в 1622 году.

В 1659 году были починены и перенесены на новую колокольню боевые часы. Работы по устройству новых часов производил старец Михайло из Кирилло-Белозёрского монастыря.

В 166. году по указу архиепископа Маркела была продана старая деревянная колокольня сотнику "Алексею Алексееву сыну Щелкунову" за двадцать рублей.

В I685 году в Архангельске был куплен колокол у "иноземца Бансыря Бансырёва" весом 43 пуда. В 1688 году был куплен у вдовы "Бансырёва" Юдифь Фадемрехт колокол весом 400 пудов. Колокол этот получил название Праздничного и был изготовлен в 1687 году в Любеке.

До 1869 года в соборной колокольне крупные работы не производились. В 1869 году по распоряжению епископа Палладия, считавшего, что колокольня кафедрального собора Вологды должна превышать все остальные колокольни в епархии, губернский архитектор В.Н. Шильдкнехт перестроил её. Были разобраны шатёр и ярус звона старой колокольни. Ранний восьмерик был надстроен на 15 сажен. И эта колокольня, построенная в 1870 году, сохранилась до нашего времени. От старой колокольни 1659 года остался только восьмерик первого яруса без контрфорсов. В.Н. Шильдкнехт построил колокольню в ложноготическом стиле с элементами русской архитектуры.

Колокольня расположена к юго-востоку от Софийского собора. С западной стороны к ней примыкает северная стена Архиерейского двора, с южной стороны пристроен переход в Экономский корпус, с восточной стороны примыкает переход-галерея в тёплый Воскресенский собор. В нижнем ярусе перехода находится арка входа на территорию Архиерейского дома.

Колокольня представляет собой восьмигранную, многоярусную постройку с высоким барабаном, увенчанную главой с ажурным металлическим крестом, по высоте колокольню можно разделить на пять ярусов. Первый ярус представляет собой восьмигранник с приложенными к его рёбрам контрфорсами. На северо-восточной, юго-восточной, северо-западной и юго-западной гранях снаружи оде- ланы готические кресты.

Главный фасад колокольни - северный. В 1870 году на северном фасаде был сделан портальный вход, вероятно, на месте старого входа в колокольню 1659 года. Портал выложен в ложноготическом стиле со стрельчатыми арочками. На крутой двухскатной кровельке портала поставлен ажурный крест. Вход на колокольню расположен с западной стороны. Второй ярус колокольни глухой. Контрфорсы первого яруса на втором ярусе переходят в четырёхгранные пилястры, которые завершаются с трёх сторон маленькими щипцами на уровне начала третьего яруса. На промежуточных гранях восьмерика снаружи сохранились ниши окон, которые были заложены в связи с возведением широкой лестницы внутри колокольни. Главные грани колокольни (северная, южная, восточная, западная) разделены узкими вертикальными выступами на три равные части, которые упираются в круглые окна верха третьего яруса. На этих же гранях внизу третьего яруса между вертикальными выступами расположены три узких и длинных окна с циркульным завершением, на середине третьего яруса на промежуточных гранях существуют окна-люкарны. Третий ярус от четвёртого яруса звона отделяет карниз, который проходит уже по всему периметру колокольни. Ярус звона состоит из восьми открытых стрельчатых проёмов. Между ними на рёбрах восьмерика поставлены ажурные колонки, которые завершаются башенками с металлическими крестами. После этого яруса начинается круглый барабан, низ которого представляет собой ряд маленьких кокошников. По странам света, в четыре из двадцати этих кокошников вставлены швейцарские часы работы братьев Бутеноп. У основания барабана сооружена смотровая площадка, ограждённая ажурным металлическим парапетом. Вход на смотровую площадку осуществляется из окон-дверей барабана.  Колокольня завершается крупной главой с ажурным металлическим крестом. Кровля яруса звона, а также глава с крестом, - позолочены.

Внутри колокольни существует деревянная лестница, построенная несколько позднее колокольни и проходящая по внутренним граням восьмерика. Количество ступенек до яруса звона 216. На втором ярусе пробиты две двери, идущие одна на второй ярус северной стены, а другая выходит на галерею-переход к Воскресенскому собору. Высота колокольни с крестом 78,5м. На колокольне находится уникальная коллекция колоколов. Большой или Праздничный колокол вылит в 1687 году и весит 400 пудов. Об этом сказано в верхней части колокола. В нижней части колокола латинская надпись гласит, что сделал его мастер Альберт Беннинг в городе Любеке в 1687 году.

 

Фото Волкова, 1981:










«Софийский собор», XVI-XIX вв., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля» (г. Вологда, ул. С.Орлова, 15) – объект культурного наследия федерального значения.

Софийский собор начал строится в третий приезд Ивана Грозного в Вологду (1567-1571гг). Построению собора предшествовало заложение царём каменной крепости в Вологде в 1566 году. Так как в план этой крепости не входил старый кафедральный Воскресенский собор, то Иван Грозный, намеревавшийся, как сообщает летопись, надолго обосноваться в Вологде, решил построить новый собор и архиерейский дом в заложенной крепости.

Постройка собора производилась с необычайной тщательностью: на ночь всё сооружение закрывалось для предохранения от дождя и холода. Материалом для собора служили каменные припасы, заготовленные для строительства стен нового города и других зданий. Строительство собора продолжалось два года, с 1568 по 1570 год. К 1571 году Софийский собор был практически достроен, но разразившаяся по всей Руси в 1571 году эпидемия и нападение на Москву крымского хана Девлет-Гирея, заставила Ивана Грозного спешно покинуть Вологду. Последовавшая вскоре ликвидация опричнины, очевидно, изменила замыслы царя в отношении Вологды. Вологодский кремль остался недостроенным, а Софийский собор - не освящённым, к тому же не была закончена отделка собора. В 1587 году был полностью закончен восточный

придел (собор ориентирован в направлении юг-север, в связи с топографическими условиями местности) и 1-го октября этого же года архиепископом Антонием был освящён восточный придел "во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи".

Главный вход в собор расположен на южном фасаде, a апсиды находятся на северном фасаде, который ориентирован на реку Вологду и на Зареченский посад, через который проходила дорога на Архангельск.

Софийский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, трёхапсидный, трехъярусный храм, по своим пропорциям приближающийся к кубу, т.к. помещение церкви без алтарной части имеет почти квадратную форму Центральная глава собора смещена к алтарной, северной части. Две южные главы расположены по центральной оси помещения храма. Две северные главы расположены над Предтеченским и Стратилатовским приделами алтаря.

Гладкие белые стены собора практически лишены декора, а архитектурные членения фасадов скупы и немногословны. Восточный и западный фасады делятся пятью мощными простого профиля лопатками-пилястрами на четыре широкие гладкие прясла. Эти прясла завершаются красивыми полуциркульными закомарами, опирающимися на лопатки, образуя в местах сопряжения карнизы простого профиля. Собор имеет три входа, которые расположены по осям центрального барабана. Эти входы представляют собой перспективные порталы с характерным для северной архитектуры килевидным завершением. Сочетание трёх полуколонок с двумя четвертями простое и выразительное.

В 1686 году было начато стенное писание в соборе. Эту работу осуществил знаменитый ярославский "знаменщик" Дмитрий Григорьевич Плеханов с тридцатью помощниками за два года. В эти же годы архиепископ Гавриил заказал новый иконостас в пять ярусов, который был сделан по "образцу" иконостаса Троицкой Сергиевой лавры мастерами этой лавры братьями Власом и Артюшкой Федоровыми. Работа над иконостасом продолжалась до 1695 года. В эти же годы, а именно в 1688 году, собор снаружи был отремонтирован и побелён. В I688 году на все главы собора были установлены металлические прорезные кресты, кованные по "образцу" крестов, бывших на церкви Николы Явленного в Москве.

Южный фасад разделён четырьмя пилястрами на три прясла. Перед южным порталом в 1666-1688 годах построено каменное крыльцо. На сводах крыльца сохранились остатки поздней росписи.

Три полукружия апсид представляют собой северный фасад. Между апсидами  расположены колонки. Перекрыты апсиды по сферической поверхности, верх которой доходит до основания закомар собора.

Освещение помещения храма двухсветное. Окна расположены на втором и третьем ярусах собора. Окна, как первого, так и второго светового ярусов, расположены строго по осям прясел. Окна второго светового яруса (третьего яруса церкви) подняты очень высоко, как у Успенского собора в Московском кремле, и находятся они все в поле закомар, основание которых совпадает с низом окон. Освещение приделов алтарной части неодинаково. Северо-восточный придел (Предтеченский) имеет одно окно первого яруса, выходящее на восточный фасад и два окна второго яруса, расположенные в полукружии апсиды. Центральная апсида на первом ярусе окон не имеет, а на втором ярусе расположены три окна. Северо-западный (Стратилатовский) придел освещён тремя окнами, одно из которых расположено на уровне первого яруса. Все окна расположены в полукружии апсиды.

Завершение собора позакомарное. Луковицы глав установлены на мощных высоких барабанах. Центральный барабан шире и выше остальных. Основания барабанов и их завершения имеют карнизы простого профиля, между которыми расположены восемь одинаковых узких окон. Металлические прорезные кресты выполнены в 1686 году по образцу крестов московской церкви Николы Явленного. Первоначальные кресты были кованы ростовскими мастерами. Реставрация крестов была произведена с учётом старых форм.

В 1959-1970 годах по проекту В.С. Баниге произведена архитектурная реставрация собора. Было восстановлено позакомарное покрытие и поставлены кресты на главах. Главы собора были обиты оцинкованным железом. 


Фото Волкова, 1981:


 




 




«Собор Воскресения», 1776 г., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля» (г. Вологда, ул. С.Орлова, 15)  – объект культурного наследия федерального значения.

В начале второй половины XVIII века, при епископе Вологодском Серапионе, в первый раз было решено построить каменный теплый собор близ западной стены Софийского собора и освятить его во имя Сретенья Господня. Строение этого собора было начато в 1757 году и закончено в 1770 году при Иосифе Золотом. Но эта постройка оказалась очень не надежной и ее разобрали. Приступая к сооружению нового теплого собора, Иосиф Золотой избрал для него место, где находилась северо-восточная башня стены архиерейского двора. Кирпич брали из развалин крепостных стен и башен. В 1772 году было начато сооружение Воскресенского собора. Строительство было закончено в 1776 году уже при епископе Иринее. Построен собор архитектором Златицким.

Парадный вход собор с четырьмя колоннами и фронтоном построен в 1824 году по случаю приезда Императора Александра I.

Воскресенский собор расположен в северо-восточном углу архиерейского двора на месте бывшей северо-восточной башни. Собор ориентирован в направлении юг - север. Воскресенский собор – это двухэтажное здание "о пяти верхах". Кроме алтаря, церкви и трапезной он имеет еще четыре полукруглых притвора, которые возвышаются над крышей четырьмя отдельными восьмигранными башенками. Церковь завершается большим куполом с окнами-люкарнами. Парадный вход в собор – в ампирный формах с четырьмя колоннами и фронтоном устроен на восточном фасаде здания. Собор задуман в формах эпохи барокко, но в несколько искаженных пропорциях и деталях, что было трудно выполнимо в условиях провинции. Первый этаж представляет собой цокольный этаж с маленькими по высоте окнами. Попасть туда можно со второго этажа, а также с западной стороны. В одном из западных притворов сооружена лестница. Для окон и дверей как первого, так и второго этажей характерны развитые распалубки, доходящие почти до середины помещений. На развитом карнизе фасада, отделяющем первый этаж от второго, установлены колонны. Пластика объектов фасада усилена пилястрами с раскрепованными карнизами.

К западному фасаду подходит арка современного входа в архиерейский двор, которая в XIX веке была надстроена, в результате чего получился переход из Воскресенского собора в колокольню Софийского собора.

В 1832-1833 годах собор был полностью отремонтирован: внутри вновь оштукатурен, при этом арка, ведущая из трапезной в церковь, была значительно расширена. Бывшие над этой аркой старинные деревянные хоры уничтожены. На сводах, стенах и на потолке трапезной ярославскими мастерами были написаны фресковые изображения евангельских событий. Одновременно был сделан новый предалтарный одноярусный иконостас. Во всём соборе был настлан новый деревянный пол. В 1848 году была переписана во всём соборе стенная роспись.

1850 году галерея между Воскресенским собором и колокольней, бывшая прежде открытой, была доложена по стенам и покрыта железом. В 20-ые годы XX века, в связи с передачей собора Вологодскому краеведческому музею, была произведена перепланировка собора, но основные помещения остались без изменения. Стены и потолок всех помещений собора были заново побелены и подготовлены для экспозиций.


Парадный вход в собор с восточной стороны, украшенный четырьмя (по два с каждой стороны двери) колоннами и фронтоном, освещенный тремя окнами и покрытый железом, выстроен в 1824 году, по случаю посещения г. Вологды царём Александром I. Со входа ведёт широкая лестница в паперть, освещённую двумя большими окнами. Из паперти направо расположены дверь в трапезную, налево – дверь в ризничную палату с выходом на двор Архиерейского дома. На западном фасаде вход на первый этаж, а также построена галерея-переход в колокольню. В северо-западном притворе сделана лестница, ведущая из первого этажа на второй. 


Фото Волкова, 1981:











«Дом жилой», конец XVIII в. (г. Вологда, ул. С.Орлова, 15) – объект культурного наследия регионального значения. Характерный образец богатого купеческого дома конца ХVIII века, по своей архитектуре выдержанный в формах строгого классицизма.

Двухэтажный кирпичный дом. Торцевым фасадом выходит на ул Маяковского. Крыша вальмовая, покрыта шифером. В плане делится по продольной оси на две неравные части. Юго-восточная часть, располагающаяся вдоль главного фасада и разделенная на две половины лестничной клеткой, являлась парадной частью дома. В верхнем этаже северо-западной части находились жилые помещения, а нижний, со сводчатыми перекрытиями, использовался, по видимому, под склады и лавки. Северо-западная, дворовая половина дома делится, в свою очередь на две совершенно изолированные половины, имеющие самостоятельные входы и лестницы во второй этаж, расположенные в двух пристройках.
Внешний облик дома отличается предельной скупостью и лаконичностью форм. Венчающий и междуэтажный карнизы, состоящие из трех простых элементов, пилястры, заполняющие меж оконные простенки, прямоугольные филенки между рядами окон составляют декор трех основных фасадов дома. Это дополняется традиционной окраской в желтый цвет с белыми деталями по штукатурке, покрывающей все фасады. В интерьере сохранились белые кафельные печи с фигурными завершениями, тянутые карнизы в отдельных помещениях второго этажа и высокие филенчатые двери.


Фото Э.М. Кодисовой, 1976:





Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН