Первый археолог Череповца Мария Арсакова

Жизненный и творческий путь первого археолога Череповца Марии Ермолаевны Арсаковой (1893—1962) как зеркало отражает судьбы провинциальной интеллигенции начала XX века. Мария Арсакова родилась в Тотьме в семье потомственного купца. Семья владела вухэтажным домом с мезонином на центральной улице Тотьмы, пятью магазинами и девятью лавками. После обучения сначала в Мариинской гимназии г.Тотьмы, а затем на Бестужевских женских курсах в Санкт-Петербурге, Мария вернулась в Тотьму. Семья была разорена и испытывала большие бедствия. В разгар гражданской войны Арсакова уезжает в Саратов, где оканчивает двухгодичные курсы учителей. Вернувшись в Тотьму, она начала преподавать, вела учительские курсы, стала членом Тотемского отделения Вологодского общества изучения Северного края, а с 1920 года — членом научного совета историко-археологического отдела Тотемского краеведческого музея. В это время началась ее работа как археолога.  Арсакова участвовала в раскопках Черняковской и Боровской стоянок на Сухоне (1921, 1923, 1924 гг.), привозит в Тотемский краеведческий музей керамику и кремневые изделия "для сравнительных целей", помогает в атрибуции находок. В 1923 году Мария Ермолаевна поступила на археологическое отделение Московского государственного университета к профессору Василию Алексеевичу Городцову, которого считают «отцом русской археологии». В 1925 году Мария Арсакова принимает участие в работе Вологодской экспедиции по Малой Северной Двине и Вычегде под руководством П.А.Дмитриева, где, помимо археологических раскопок, занимается сбором этнографического материала. В том же году она отправляется на раскопки курганов у станции Пестово (современная территория Новгородской области). В музейных архивах сохранились ее рабочие схемы, где зарисована река Молога и десятки местных захоронений. Директор Череповецкого губернского музея Яков Терентьевич Богачев предложил М.Е. Арсаковой должность заведующей историко-этнографическим отделом. Мария Ермолаевна согласилась, подчеркнув, однако, что «прежде всего я археолог, и поэтому мне очень желательны летом археологические экспедиции».


1926 год стал для М. Е. Арсаковой одним из самых насыщенных в плане археологических исследований. Вологодский краеведческий музей (ВКМ) пригласил ее для проведения разведок на Кубенском озере, где ранее была обнаружена неолитическая стоянка. В результате обследований были открыты первые памятники каменного века в этом районе. Пять поселений на реке Пучкас (Капустине, Шагино, Гуриево, Большой Двор, Кузлан) были отнесены к эпохе неометалла — II тысячелетие до н. э. Основные исследовательские работы велись М.Е.Арсаковой на Мологе, в Северном Белозерье, на озерах — Вещозере, Воже. В архиве Череповецкого музейного объединения имеются также данные о разведках М.Е. Арсаковой на Шексне, о раскопках ею насыпи в курганном могильнике у с. Дмитриево на р. Колоденке.

Уникальная находка, обнаруженная Марией Арсаковой на территории нашего края, - топор-секира. Фото: Газета «Голос Череповца»

На реке Едке М. Е. Арсакова зафиксировала поселение XVI века Лисья Гора. На реке Кемь исследуя пять курганов М.Е.Арсакова обнаружила множество погребений с оружием, монетами и различными интересными вещами, включая топор-секиру. Так было зафиксировано расположение одного из славянских поселений X--XI веков, игравшего важную роль в торговле. Одним из важных моментов деятельности Марии Ермолаевны стало исследование в июле-сентябре 1927 года стоянки Водоба на реке Водоба на севере Белого озера. Это были первые раскопки памятника каргопольской неолитической культуры на территории Вологодского края. В 1928 году Арсакова проводит раскопки в селе Дмитриево, где должна была пройти ветка железной дороги. Подробнее: Спирина Д.В. Череповецкий период жизни М.Е.Арсаковой. К 1929 году Марией Ермолаевной была в основном завершена работа по составлению списка памятников истории и археологии, числящихся на учете в музее. Он включал в себя 142 памятника, в том числе 10 городищ, 4 могильника, более 80 курганных групп, сопок и жальников, 37 стоянок каменного века, а также памятники позднего средневековья, клады и местонахождения. Несмотря на то, что перечень содержал порой непроверенные данные, проделанная работа имела огромное значение, как первая попытка подобной работы.

В июле-августе 1929 года М. Е. Арсакова обследовала восточные берега Вещозера и Чаронды. К сожалению, дальнейшую судьбу Марии Ермолаевны проследить с достоверностью сложно. В 1930—1931 годах она работала в Архангельском краеведческом музее. Во время отпусков М. Е. Арсакова приезжала в Тотьму и помогала Н.А.Черницыну в раскопках Неклюдовской стоянки. В 1941 году Мария Ермолаевна работала в Севастополе, откуда с началом войны была эвакуирована в Бахчисарай, а потом в Сибирь. После окончания войны она работала в Харьковском, Ярославском, Новосибирском, Туапсинском краеведческих музеях. Видимо, собственных полевых исследований Мария Ермолаевна не проводила, так как отчетов о разведках или раскопках в Институт археологии от нее не поступало.

Последние годы жизни она провела в Ставропольском крае. М.Е.Арсакова в 1920-х годах была единственным профессиональным археологом на территории сегодняшней Вологодской области. Во многом благодаря ее активной деятельности в Череповецком краеведческом музее в тот период сформировались богатые археологические фонды.

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН