Архитектурный элемент «сухарики» (дентикулы) в рубрике #архитектурный_код

#архитектурный_код

«Сухарики», «ордерные сухарики», они же денти́кулы — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера.

В классической архитектуре подобные элементы носят название дентикул, а по отношению к древнерусской архитектуре и ориентированным на нее стилям чаще применяют термин «сухарики».





«Губернаторский дом, XVIII в.» (г. Вологда, ул. Ленина, 19) – объект культурного наследия регионального значения. Является прекрасным образцом провинциального зодчества конца XVIII века, отличается изяществом композиции и тонкой декоративной обработкой фасадов. Был частью нового административного центра Вологды, созданного в тот период.

Губернаторский дом сложен из кирпича и оштукатурен снаружи. Покрыт вальмовой крышей. Главным фасадом выходит на набережную. Декор выдержан в формах классицизма и состоит из простых пилястр - лопаток в межоконных простенках, завершенных гладким антаблементом с сухариками. Окна первого и верхнего этажей не выделены наличниками, но объединены общей узкой рамкой. Слабо выделенные ризалиты в центре и по краям главного фасада оформлены более разнообразно – каннелированными пилястрами и фризом с декором.




«Административное здание», конец XIX – начало XX вв. (г. Вологда, ул.Лермонтова, 27) – объект культурного наследия федерального значения. Было построено для почтово-телеграфной службы архитектором Михаилом Васильевичем Дикаревым.

Широкий пояс делит фасад на этажи, на втором декор становится более сложным и раздробленным. Широкие, украшенные рельефными вертикальными нитями пилястры обрамляют боковые части фасада. В нижней части они рустованные, переходящие в узкие плоские лопатки со своеобразными завершениями, между которыми проходит фриз с двумя рядами сухариков. Массивный венчающий карниз поддерживают кронштейны, промежутки между ними заполнены декоративными филенками. Очень интересны металлические детали навеса главного входа, выполненные в стиле народного рисунка с элементами модерна.




«Дом Д.Ф.Чебаевского», I половина XIX в., 1901 г. (г. Великий Устюг, Советский пр., 139) — объект культурного наследия регионального значения. Характерный для застройки города пример купеческого дома в стиле эклектики. 

Все фасады здания разделены междуэтажным карнизом с «сухариками» и завершены близким по профилировке венчающим карнизом, также обогащенным «сухариками». Оконные проемы с лучковыми перемычками не имеют наличников. Центр главного фасада выделен крупным полукруглым аттиком с круглым слуховым окном. По обеим сторонам от аттика расположены парапетные тумбы с вазонами. Окна второго этажа на главном и боковом фасаде украшены волнистыми сандриками-бровками. Ранее там находились лепные детали «рокайль» или «вазоны». Углы здания отмечены огибающими широкими лопатками.




«Жилой дом с лавками», кон. XIX в. – нач. XX в. (г. Тотьма, Белоусовская, 26) — объект культурного наследия регионального значения. Принадлежал купцу А. М. Киренкову, последнему городскому голове. Он увлекался фотографией и оставил после себя немало снимков Тотьмы тех лет. Входит в ансамбль купеческих строений бывшей торговой площади города.

Оконные проемы первого этажа имеют рамочные наличники в один кирпич, под которыми устроены лучковые сандрики с сухариками. Под окнами расположены филенки. Со стороны бокового фасада устроено крыльцо на трех резных деревянных столбах. Стены второго этажа обшиты тесом. Ранее его поддерживали пилястры, соответствующие внутренним стенам, а оконные проемы имели рамочные наличники, завершенные треугольными фронтонами. Торговые помещения занимали первый этаж, на втором были жилые комнаты.




«Часовня», конец XIX в. (г. Белозерск, ул.Дзержинского, 11) – объект культурного наследия регионального значения. Памятник представляет собой характерный пример псевдорусской архитектуры второй половины позапрошлого столетия.

Часовня расположена в центре города и представляет собой небольшое кирпичное здание, правильный восьмиугольник в плане. Невысокий призматический объем часовни перекрыт сомкнутым сводом и завершен восьмигранным шатром стропильной конструкции, крытый железом и окруженный ярусом из восьми килевидных кокошников, отрезанный от плоскости граней карнизом с сухариками. Каждая грань часовни декорирована плоской арочной нишей, оформленной наличником, повторяющим ее форму и филенкой под ней. Углы часовни отмечены тонкими плоскими пилястрами. Вход расположен с западной стороны, а два прямоугольных оконных проема в северной и южной нишах. Профиль цоколя состоит из двух полочек.




Дом купца Сергея Павловича Галанина (г. Грязовец, ул. Ленина, 64/42) — объект культурного наследия регионального значения, единственный пример в Грязовце двухэтажного особняка в «краснокирпичном стиле».

Здание сложено верстовой кладкой. Неоштукатуренные фасады были выкрашены суриком, детали декора побелены. Широкий карниз усложнен поясами сухариков и крупных городков, которые чередуются с деталями, напоминающими плоские гладкие капители пилястр. В оформлении углов второго этажа использован мотив рустованных пилястр. Первый этаж обработан широким ленточным рустом.

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН