Архитектурный элемент «сухарики» (дентикулы) в рубрике #архитектурный_код
#архитектурный_код
«Сухарики», «ордерные сухарики», они же денти́кулы — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера.
В классической архитектуре подобные элементы носят название дентикул, а по отношению к древнерусской архитектуре и ориентированным на нее стилям чаще применяют термин «сухарики».
«Губернаторский дом, XVIII в.» (г. Вологда, ул. Ленина, 19) – объект культурного наследия регионального значения. Является прекрасным образцом провинциального зодчества конца XVIII века, отличается изяществом композиции и тонкой декоративной обработкой фасадов. Был частью нового административного центра Вологды, созданного в тот период.
Губернаторский дом сложен из кирпича и оштукатурен снаружи. Покрыт вальмовой крышей. Главным фасадом выходит на набережную. Декор выдержан в формах классицизма и состоит из простых пилястр - лопаток в межоконных простенках, завершенных гладким антаблементом с сухариками. Окна первого и верхнего этажей не выделены наличниками, но объединены общей узкой рамкой. Слабо выделенные ризалиты в центре и по краям главного фасада оформлены более разнообразно – каннелированными пилястрами и фризом с декором.
«Административное здание», конец XIX – начало XX вв. (г. Вологда, ул.Лермонтова, 27) – объект культурного наследия федерального значения. Было построено для почтово-телеграфной службы архитектором Михаилом Васильевичем Дикаревым.
Широкий пояс делит фасад на этажи, на втором декор становится более сложным и раздробленным. Широкие, украшенные рельефными вертикальными нитями пилястры обрамляют боковые части фасада. В нижней части они рустованные, переходящие в узкие плоские лопатки со своеобразными завершениями, между которыми проходит фриз с двумя рядами сухариков. Массивный венчающий карниз поддерживают кронштейны, промежутки между ними заполнены декоративными филенками. Очень интересны металлические детали навеса главного входа, выполненные в стиле народного рисунка с элементами модерна.
«Дом Д.Ф.Чебаевского», I половина XIX в., 1901 г. (г. Великий Устюг, Советский пр., 139) — объект культурного наследия регионального значения. Характерный для застройки города пример купеческого дома в стиле эклектики.
Все фасады здания разделены междуэтажным карнизом с «сухариками» и завершены близким по профилировке венчающим карнизом, также обогащенным «сухариками». Оконные проемы с лучковыми перемычками не имеют наличников. Центр главного фасада выделен крупным полукруглым аттиком с круглым слуховым окном. По обеим сторонам от аттика расположены парапетные тумбы с вазонами. Окна второго этажа на главном и боковом фасаде украшены волнистыми сандриками-бровками. Ранее там находились лепные детали «рокайль» или «вазоны». Углы здания отмечены огибающими широкими лопатками.
«Жилой дом с лавками», кон. XIX в. – нач. XX в. (г. Тотьма, Белоусовская, 26) — объект культурного наследия регионального значения. Принадлежал купцу А. М. Киренкову, последнему городскому голове. Он увлекался фотографией и оставил после себя немало снимков Тотьмы тех лет. Входит в ансамбль купеческих строений бывшей торговой площади города.
Оконные проемы первого этажа имеют рамочные наличники в один кирпич, под которыми устроены лучковые сандрики с сухариками. Под окнами расположены филенки. Со стороны бокового фасада устроено крыльцо на трех резных деревянных столбах. Стены второго этажа обшиты тесом. Ранее его поддерживали пилястры, соответствующие внутренним стенам, а оконные проемы имели рамочные наличники, завершенные треугольными фронтонами. Торговые помещения занимали первый этаж, на втором были жилые комнаты.
«Часовня», конец XIX в. (г. Белозерск, ул.Дзержинского, 11) – объект культурного наследия регионального значения. Памятник представляет собой характерный пример псевдорусской архитектуры второй половины позапрошлого столетия.
Часовня расположена в центре города и представляет собой небольшое кирпичное здание, правильный восьмиугольник в плане. Невысокий призматический объем часовни перекрыт сомкнутым сводом и завершен восьмигранным шатром стропильной конструкции, крытый железом и окруженный ярусом из восьми килевидных кокошников, отрезанный от плоскости граней карнизом с сухариками. Каждая грань часовни декорирована плоской арочной нишей, оформленной наличником, повторяющим ее форму и филенкой под ней. Углы часовни отмечены тонкими плоскими пилястрами. Вход расположен с западной стороны, а два прямоугольных оконных проема в северной и южной нишах. Профиль цоколя состоит из двух полочек.
Дом купца Сергея Павловича Галанина (г. Грязовец, ул. Ленина, 64/42) — объект культурного наследия регионального значения, единственный пример в Грязовце двухэтажного особняка в «краснокирпичном стиле».
Здание сложено верстовой кладкой. Неоштукатуренные фасады были выкрашены суриком, детали декора побелены. Широкий карниз усложнен поясами сухариков и крупных городков, которые чередуются с деталями, напоминающими плоские гладкие капители пилястр. В оформлении углов второго этажа использован мотив рустованных пилястр. Первый этаж обработан широким ленточным рустом.