Центральный комплекс соборов (Соборное дворище)

«Центральный комплекс соборов: Собор Успения с церковью Благовещения, 1658 г., 1734 г. Собор Прокопия Праведного, 1668 г. Собор Иоанна Праведного, 1668 г. Церковь Вознесения, 1648 г.» — объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс соборов, он же Соборное дворище, — центральная часть замечательного архитектурного ансамбля набережной Великого Устюга. До второй половины XVII века Соборное дворище состояло из трёх основных соборов — Успенского, Иоанновского и Прокопьевского.

Успенский собор с колокольней — главное сооружение Соборного Дворища в Великом Устюге. Это первый каменный храм города, который был освещен уже к 1558 году. История Успенского собора в целом насчитывает более 7 веков, а каменного здания - около 4. Интерьер огромного собора во второй половине XVIII века был декорирован скромными лепными украшениями в виде небольших рельефов, венков, гирлянд, карнизов. Большой золоченный иконостас, сооруженный в 1780 году и выдержанный в духе развитого барокко, поражает тонкой резьбой по дереву. Над его созданием трудились искуснейшие устюжские, московские и ярославские мастера.

В 1656-1663 годах возводится каменный храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (позднее - Иоанновский храм). Пятиглавая кубическая церковь, построенная на средства устюжского купца Никифора Фёдоровича Ревякина вместо прежней деревянной Происхожденческой церкви. Храм имел пять куполов и пристроенную с южной стороны колокольню с шестью колоколами. Главки на глухих барабанах надстроены в 1830 году.


Церковь Вознесения, построенная в 1648 году «иждивением» купца Никифора Ревякина, расположена отдельно от Соборного дворища, но в государственный реестр включена вместе с вышеперечисленными памятниками. Храм постройки отличается исключительным богатством декоративного убранства. Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения — цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в.

В 1668 году на средства купцов гостиной сотни братьев Афанасия и Василия Гусельниковых строится каменная Прокопьевская церковь — характерный для устюжской архитектуры пятиглавый трехапсидный храм. На фоне монументального Успенского собора он выглядит легким и изящным. Внутри собора сохранился и пятиярусный золоченный резной иконостас первой половины XVIII века с иконами XVI-XVIII веков.

Современный вид Соборного дворища во многом отличается от изначального. В течение трёх веков постройки ветшали и страдали от пожаров, неоднократно расширялись и подвергались переделками, изменившим первоначальный силуэт и композицию этого архитектурного ансамбля. В конце XVII века были разобраны собственные колокольни Прокопьевского и Иоанновского соборов. Несмотря на перемены, Соборное дворище сохранило свой величественный облик, став зримым воплощением многовековой истории города и важнейшим из его символов.

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН