«Церковь Антипия», 2–я половина XVIII в. (г. Вологда, пер. Чернышевского, 10)

«Церковь Антипия», 2–я половина XVIII в. (г. Вологда, пер. Чернышевского, 10) ― объект культурного наследия регионального значения.  Своеобразный памятник церковного зодчества конца XVIII ― начала XIX века, сочетающий традиции допетровской архитектуры с формами барокко и классицизма.

Дата постройки церкви неизвестна. В 1819 году она уже существовала как приходская. Строительство церкви можно предположительно отнести к концу XVIII ― начала XIX века Судя по стилистическим особенностям, храм сооружен несколько раньше колокольни.

Церковь расположена в Заречье, является одной из главных архитектурных доминант левобережной части города. Кирпичная оштукатуренная церковь имеет продольно-осевую трехчастную композицию. Она складывается из одноглавого храма с более узкой пятигранной апсидой, равной ему по ширине сильно вытянутой трапезной и четырехъярусной колокольни. Двусветный четверик храма завершен купольной кровлей, над которой возвышается световой восьмигранный барабан с небольшим глухим барабанчиком. Два нижних яруса колокольни составляют единый прямоугольный в плане объем, третий и четвертый ярусы образуют цилиндрический объем. Колокольня завершается куполом с глухим барабанчиком. 

Внутренняя структура храма отличается несоответствием внешнему объёму. Четверик над окнами второго света переходит в низкий восьмерик при помощи крупных угловых тромпов. Пространство перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. Широкие арочные проёмы соединяют храм с апсидой и трапезной. Апсида перекрыта коробовым сводом с лотками и распалубками в восточной части. Бесстолпная трапезная и нижний ярус колокольни имеют плоские перекрытия. В толще северной стены нижнего яруса устроена лестница на второй ярус.

Прямоугольные объёмы, выступающие относительно фасадов трапезной. Фасады храма имеют симметричную композицию в три оси. Стены на всю высоту расчленены широкими пилястрами с профилированными капителями. Нижние проёмы (в центре входной, по бокам оконные) с полуциркульными завершениями выделены архивольтами и трёхчастными клинчатыми замками. Прямоугольные окна второго света заключены в рамочные наличники. Над антаблементом с профилированными карнизом и архитравом на всех фасадах возвышаются деревянные пологие треугольные фронтоны, украшенные мутулами. Если фасады четверика решены в духе классицизма, то декор апсиды тяготеет к барокко. Углы граней прикрыты пилястрами с грубоватой профилировкой капителей. Такой же характер имеют обломы антаблемента, архитрав‘и карниз которого раскрепованы над пилястрами. Сильно выступающая деревянная венчающая часть карниза аналогична фронтонам четверика. Окна апсиды с коробовыми перемычками оформлены рамочными наличниками с ушами и клинчатыми замками. Центральное окно апсиды выделяется арочной формой (сейчас переделано в прямоугольное) и архивольтом. Барабан храма отличается архаичным для своего времени декором. Прямоугольные окна заглублены в ниши с двумя уступами. Углы граней смягчены пилястрами, опирающимися на кронштейны в виде волют. В карниз включены пояса поребрика и ступенчатых зубцов. Фасады трапезной исключительно лаконичны. Их гладкие стены прорезаны пятью прямоугольными окнами. Антаблемент завершается выступающей венчающей частью карниза, аналогичной апсиде.

Колокольня в стиле классицизма отличается развитыми пластично проработанными формами. Возвышающийся над трапезной второй ярус расчленён полукруглыми трёхчастными окнами (частично ложными) и закреплён на углах огибающими пилястрами. Третий ярус с круглыми окнами целиком покрыт ленточным рустом. Четвёртый ярус, прорезанный высокими арочными проёмами звона. обработан в простенках парами: тосканских колонн. Между ними расположена вертикальная прямоугольная ниша, а над ней круглая ниша. Все ярусы завершаются массивными антаблементами. В проёмах звона  сохранились решётки сложного рисунка.

Утрачены главки храма и колокольни. С юга почти на всю длину церкви примыкает пристройка. Другая пристройка закрывает северный фасад апсиды. В трапезной сделано плоское перекрытие, четверик храма разделен междуэтажным перекрытием. Полностью утрачено внутреннее убранство.


Фото А.И, Финогенова, 1986:







Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН