«Церковь Иоанна Предтечи», 1810 г. (г. Белозерск)

«Церковь Иоанна Предтечи», 1810 г. (г. Белозерск, ул. III Интернационала) – объект культурного наследия регионального значения. В 1810 году была построена церковь Иоанна Предтечи на средства богатого прихожанина купца И.И. Горина. Исследования, проведённые в 70-80-х годах XX века, показали, что храм возвели по проекту выдающегося русского зодчего В.И. Баженова.

Здание выдержано в стиле зрелого классицизма, отдельные его элементы носят раннеклассический характер. Собственно храм – крупная двухъярусная ротонда, по бокам примыкают два придела, с востока – алтарь, с запада – обширная трапезная. Предусмотренная проектом трёхъярусная колокольня не была построена. Верхний ярус ротонды – мощный барабан с большими трёхчастными «итальянскими» окнами — венчает купол, над ним световой «фонарь» с круглой, переходящей в шпиль главой. Оригинальная черта композиции – скруглённость всех ее частей, мягкость и плавность форм алтаря, самого круглого храма с овальными приделами по сторонам и трапезной. Убранству фасадов придают парадность четырёхколонные портики, украшающие приделы и трапезную.
В начале 30-х гг. XX в. верхнюю часть основного объёма здания разобрали, соорудив вместо неё деревянное перекрытие, видимо тогда же возвели дополнительные стены между приделом и трапезной. В послевоенные годы внутри поставили различные перегородки, расширили ряд дверных и оконных проёмов, снаружи сделали две пристройки.
В интерьере сохранились настенные росписи.

Каменное здание церкви расположено к востоку от древнего городища в центов небольшой площади и западной стороной обращено к улице III Интернационала. Эффектная и сложная плановая структура симметрична относительно центральной оси и состоит из ротонды храма с полукружием апсиды, северного и южного прицелов, имеющих в плане прямоугольники, вытянутые по оси восток-запад и завершенные с востока и запада полукружиями, и четырехстолпной трапезной со скругленными углами, соединенной с храмом узким переходом. План трапезной приближается к прямоугольнику, вытянутому по оси север-юг и делится крещатыми в плане столбами на три продольных нефах, которые в интерьере завершаются полукружиями.

В объемно-пространственной композиции, прекрасно выявляющей плановое решение, доминирует мощный объем трехсветной купольной ротонды, завершенной высоким куполом с изящным круглым барабаном и маленькой главкой, увенчанной длинным шпилем. С востока к ротонде примыкает двусветньй объем полуцилиндра апсиды, завершенный трехступенчатой кровлей с пологим куполом, а с севера и юга двусветные объемы двух приделов с идентичным характером кровель, украшенные четырехколонными портиками тосканского ордера. Тяжелый объем трапезной по высоте равен приделам и апсиде, завершен пологой купольной кровлей и увенчан маленькой декоративной главкой. Колокольня возведена не была, но ее строительство предусматривалось, о чем говорит кладка со штрабой на западной стене трапезной.

Характер интерьера полностью изменен позднейшими перестройками. В целях приспособления здания под мастерские во всех объемах за исключением трапезной подшиты плоские потолки и интерьер сделан в два этажа. Декор фасада был выполнен в традициях ранней классики. Круглый барабан главы был декорирован плоскими парными пилястрами и имел четыре окна с полуциркульными завершениями, ориентированными по сторонам света. Гладкие стены ротонды в третьем свете были прорезаны восемью тройными окнами, средняя часть которых имела полуциркульное завершение и была оформлена полуколоннами, а боковые – пилястрами. Все остальные объёмы церкви освещаются окнами в два света, которые в первом свете имеют прямоугольную форму и отмечен филенками или горизонтальными бровками, а во втором – круглые. Многообломные карнизы - проходящие под кровлями и окнами второго света, имеют разрывы по вертикальным членениям и объединяют отдельные части здания. Апсиды декорирована восемью трехчетвертными колоннами тосканского ордера, сгруппированными попарно, а северный и южный участки рустованы.

Фронтоны четырехколонных портиков приделов украшены дентикулами, как и карниз антаблемента с фигурным аттиком трапезной, который поддерживают четыре полуколонны ионического ордера. Фасады переходы, соединяющего храм с трапезной были разделаны ленточным рустом, а оконные проёмы (по одному с северной и южной сторон) были оформлены приставными колонками. Северный и южный фасады центральной части храма имеют по три оси и симметричны относительно централной, на которой в первом свете находится прямоугольный дверной проем. По одному окну расположено в апсидальных выступах приделов. Сходную схему разделки фасадов имеет и трапезная. В интерьере необходимо отметить длинные узкие ниши с арочным завершением и мощными откосами объединяющими окна первого и второго света. На стенах трапезной - пилястры.

Памятник представляет собой очень интересный образец провинциальной архитектуры ампира с тяготением в декоре к формам ранней классики. Ясному красивому плану церкви отвечает интересное по замыслу и богатое по формам объемно-пространственное решение.

Известно предание, что на месте ныне существующей церкви стояла семипристольная деревянная, после разрушения которой были построены две каменные церкви – Троицкая и Ивановская.

Церковь в значительной степени утратила свой первоначальный облик в начале ХХ века, когда была разрушена верхняя часть ротонды и расширен переход от храма к трапезной. В последние годы уничтожен портик у южного придела, растесаны окна второго света в апсиде и в южном приделе. Из оконного проема в восточной части ротонды сделан широкий дверной. К апсиде и трапезной присторены кирпичные объемы. В первоначальном переходе от храма к трапезной оконные проемы растесаны под двери и утратили сандрики. Характер интерьера полностью изменен.


Северный фасад, фото Каменева, 1975 год




Южный фасад трапезной и храма, фото Каменева, 1975 год


Вид с запада, фасад северного придела, вид с востока, фото Каменева, 1975 год


Фрагменты интерьера трапезной и северного придела, фото Каменева, 1975 год


Фрагмент интерьера (барабан), фото Каменева, 1975 год


Фрагменты фасада трапезной, фото Каменева, 1975 год


Вид с юго-запада, фото Каменева, 1975 год

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН