«Церковь Воздвижения креста Господня», 1794 г., нач. XX в. (г. Грязовец)

«Церковь Воздвижения креста Господня», 1794 г., нач. XX в. (г. Грязовец, ул. К. Маркса, 92) – объект культурного наследия регионального значения. Крестовоздвиженская церковь имеет большое градостроительное значение, замыкая с восточной стороны перспективу улицы Карла Маркса – одной из важнейших магистралей города.


Эта небольшая кирпичная церковь в лаконичных формах раннего классицизма построена на кладбище города Грязовца в 1794 году. Первоначально памятник имел традиционную трехчастную продольно-осевую композицию, состоявшую из храма с апсидой, трапезной и колокольни, опиравшейся на более толстую западную стену трапезной.По-видимому, в середине XIX века на южном фасаде трапезной был выстроен придел, освященный во имя Николая Чудотворца. В 1899 году первоначальную колокольню сменила новая трехъярусная колокольня, ставшая одной из ведущих высотных доминант в панораме города.



Никольский придел, вид с  юго-востока, вид с северо-запада, южный фасад храма, вид с востока, фото П.Н.Шармина, 1983 год



Окно на фасаде храма, окно на фасаде придела, фрагмент антаблемента портика на западном фасаде первого яруса колокольни, фото П.Н.Шармина, 1983 год


Композиция здания состоит из храма с апсидой, трапезной с южным при-делом и колокольни, от которой сохранился лишь первый ярус. Сам храм представляет собой невысокий двухъярусный с кирпичным первым ярусом и глухим, деревянным, обшитым тесом вторым ярусом четверик, увенчанный кровлей с крупным граненым барабаном. Старые кирпичные стены первого яруса сохранились на высоту апсиды и трапезной. Полуциркульная в плане апсида и небольшая трапезная несколько уже четверика храма. Прямоугольный в плане придел, выстроенный в близких стилистических формах позднего классицизма, примыкает на всю длину южного фасада трапезной. Массивный, прямоугольный в плане первый ярус колокольни, архитектура которого выдержана в формах раннего неоклассицизма, обработан крупными дорическими портиками.



Вид с запада, фото П.Н.Шармина, 1983 год


Завершение храма, фото П.Н.Шармина, 1982 год



Строгое, лаконичное декоративное оформление храма обладает сухой, графичной проработкой отдельных элементов. Основными мотивами являются обрамления окон и широкие гладкие пилястры, расположенные на углах и в простенках между окнами. Прямоугольные окна храма, апсиды и трапезной обрамлены простыми рамочными с замковыми камнями наличниками, над которыми помещены узкие горизонтальные филенки. Окна придела с лучковыми перемычками имеют аналогичные обрамления. Скромный венчающий карниз с поясом сухариков сохранился лишь на стенах прицела. Верхняя плоскость стен первого яруса колокольни обработана крупной ,рельефной рустовкой. Завершенные треугольными фронтонами портики с широкими центральными интерколумниями (расстояние между соседними колоннами) имеют развитые антаблементы с триглифо-метопными фризами. Массивные, сужающиеся к верху колонны украшены профилированными базами и капителями.


Вид с юга, фото П.Н.Шармина, 1983 год



Интерьеры храма, апсиды и трапезной решены как единое пространство. Придел объединяется с трапезной широким арочным проходом. На отрезке южной стены трапезной, выходящем в алтарь придела, хорошо видна закладка первоначального окна и фрагмент наличника. Первый ярус колокольни перекрыт лотковым сводом. Лестница на «звон» устроена в толще кладки южной стены. В храме, апсиде, трапезной и в приделе подшиты новые плоские потолки. Иконостас главного престола украшен накладными деталями, выполненными в духе эклектики. Декор иконостаса придела тяготеет к стилю классицизма. На антаблемент, членящий его на два яруса, по сторонам царских врат поставлены небольшие деревянные скульптуры предстоящих Марии и Марии Магдалены.




Интерьер храма, вид на север и на запад, фото П.Н.Шармина, 1983 год



В начале XX века верхняя часть стен храма была разобрана до уровня апсиды и трапезной. Помещение перекрыли плоским потолком и возвели на старых стенах глухой, деревянный второй ярус в виде четверика с ложными окнами. В страховых документах на церковь, составленных в 1910 году, здание уже названо полукаменным. После закрытия церкви в 1930-х годах в здании несколько лет размещалась авторемонтная мастерская. В 1946 году в здании был проведен капитальный ремонт. Взамен утраченных в храме и в приделе были сделаны новые иконостасы, украшенные накладными деталями, собранными из нескольких пустующих церквей.



Интерьер, вид на восток, фото П.Н.Шармина, 1983 год



Скульптура на иконостасе придела. Распятие над входом в трапезную. Фрагмент декора иконостаса. Фрагмент декора иконостаса придела. Фото П.Н.Шармина, 1983 год



Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН