«Усадьба Спасское–Куркино», XVIII– нач. XX вв

«Усадьба Спасское–Куркино», XVIII– нач. XX вв. (Вологодский округ, с. Куркино, ул. Школьная, 15) – объект культурного наследия регионального значения. Прекрасный образец усадебного ансамбля с представительными постройками в стиле позднего классицизма и пейзажным парком с каскадными прудами.


Наиболее ранние документальные известия о деревне Куркино, в которой насчитывалось 6 дворов, относятся к 1613 году, когда она была отдана во владение Трусовой с сыновьями Жданом и Михаилом. В 1630 году Куркино принадлежало помещикам Чалеевым, а в 1666 году оно перешло в качестве приданого к Юрию Матвеевичу Резанову, в роду которого оставалось до 1880-х годов. В середине ХVIII века сельцом Куркино, в котором имелся деревянный господский дом, владел артиллерийский офицер Алексей Михайлович Резанов. Возможно, уже тогда существовали парк и каскад прудов. В первой половине ХХ века усадьба принадлежала братьям Алексею и Фёдору Фёдоровичам Резановым, при которых в 1810-е — 1830-е годы развернулось активное строительство. В этот период были сооружены Спасо-Преображенская церковь (1813 — 1821 гг.), главный дом, западный флигель, музыкальный павильон и ряд других построек. Каменная церковь с приделами Михаила Архангела и Алексея Митрополита была сооружена по инициативе А.Д. Резанова. Храм представлял собой купольную ротонду с трапезной и четырёхъярусной колокольней. Здание был ярким примером архитектуры позднего классицизма. Церковь окружала кирпичная ограда с башнями и монументальными арочными трёхпролётными воротами. Между церковной территорией и оградой, окружавшей жилую часть усадьбы, по оси подъездной дороги были поставлены ещё одни арочные ворота более скромного характера. Около 1838 года была выстроена конюшня — деревянное здание с представительным главным фасадом, выходившим на северную сторону парадного двора, который в усадьбе называли Белым двором. Конюшня имела в центре портик, а на флангах небольшие павильоны, объединённые между собой галереями с колоннами. Восточный деревянный флигель построили, очевидно около середины ХIХ века, примерно тогда же и производственный корпус (предположительно, использовавшийся как сыроварня) в хозяйственной части усадьбы. Вероятно, в первой половине ХIХ века был обновлён парк, который, согласно легенде, имел в плане форму двуглавого орла. 

Последним владельцем усадьбы был Николай Николаевич Андреев (1871-1931), уездный (в 1905 году — губернский) предводитель дворянства, член Государственной Думы. При нём в 1915 году в Куркино был открыт приют-ясли для сирот воинов на 80 человек.

В комплекс усадьбы Спасское-Куркино входят:
1. Главный дом, первая треть ХIХ века
2. Западный флигель, первая треть ХIХ века
3. Восточный флигель, середина ХIХ века
4. Музыкальный павильон, первая треть ХIХ века (перестроен во второй половине ХХ века)
5. Сыроварня (?), середина ХIХ века
6. Винокуренный завод, конец ХIХ - начало ХХ века.
7. Парк с каскадными прудами, ХVIII - начало ХХ века.

Усадьба занимает довольно большую территорию, непосредственно примыкая к современному посёлку, строения которого находятся с запада, на другой стороне подъездной дороги, и с юга. Основная часть комплекса, расположенная вдоль подъездной дороги, имеет продольно-осевую планировку. Ядром её является парадный двор (так называемый Белый двор), примерно квадратный в плане, с трёх сторон обстроенный представительными сооружениями в стиле позднего классицизма. На его южной стороне стоит главный дом — двухэтажное с антресолями здание с кирпичным, оштукатуренным первым этажом и деревянным, обшитым тёсом вторым. Перед его главным фасадом (противоположным парадному двору) высятся две лиственницы, а перед боковым, западным — три пихты. С двух боковых сторон парадный дом фланкируют почти идентичные по архитектуре одноэтажные с мезонином жилые флигели. С севера к парадному двору примыкает обширная хозяйственная часть. Здесь за конюшней находились скотный двор, мастерские, оранжерея и другие постройки, из которых сохранился только производственный корпус (сыроварня?), поставленный на берегу хозяйственного пруда. Полукаменное двухэтажное здание с элементами позднего классицизма в архитектуре имеет кирпичный побеленный первый этаж и деревянный, обшитый тёсом второй. К восточному торцу примыкает одноэтажный кирпичный объём. Одинаковые продольные фасады имеют пятиосевую композицию с лёгким рустованным ризалитом в центре на первом этаже. Боковые окна первого этажа попарно объединены ленточными нишами над ними. Такие же ниши расположены на боковом, западном фасаде в четыре оси проёмов. Стены завершены профилированным карнизом. Здание сложено верстовой кладкой из кирпича.

К юго-востоку от главного дома, на краю парка, стоит музыкальный павильон (ул. Парковая, 23). Это перестроенное полукаменное здание некогда имело очень выразительные архитектурные формы. С одной стороны выступала полуротонда с колонами и стрельчатыми проёмами, на которой располагалась терраса. На восточном фасаде уцелели две пары пилястр.

Пейзажный парк расположен с восточной стороны от двора. По данным ГПИИ лесного хозяйства (г. Москва) в парке выявлено 862 дерева, из которых 432 дерева старше 90 лет. Среди деревьев — липы, берёзы, ели, сосны, клёны, дубы, ясени, пихты и другие породы.  Недалеко от восточного флигеля прослеживается липовый круг. Парк полого спускается в восточную сторону и продолжается каскадом из трёх прудов. Верхний пруд, над которым устроена насыпная площадка, питается из источника, а нижний устроен на ручье. К югу от нижнего пруда сохранились руины полукаменного винокуренного завода с кирпичными стенами первого этажа и рубленными в обло второго (возможно, надстроенного в советское время. Кладка — верстовая, шов обработан валиком.

Утрачены многие постройки усадьбы: Спасо-Преображенская церковь с оградой и воротами (колокольня сломана в 1956 году, храм с трапезной — позднее), усадебная ограда с воротами, конюшня, скотный двор, мастерские, оранжерея и др. Полностью перестроен музыкальный павильон, руинирован винокуренный завод. Парк сильно вырублен. Территория усадьбы застроена новыми зданиями, в частности на месте конюшни сооружён крупный объём дома культуры.






Музыкальный павильон, фото Г.К. Смирнова, 2003




Каскад прудов, фото Г.К. Смирнова, 2003



Сыроварня, северный фасад, фото Г.К. Смирнова, 2003


Восточный флигель (сгорел в 2013 году) — редкий образец деревянного флигеля дворянской загородной усадьбы в стиле позднего классицизма. Является неотъемлемым элементом архитектурного ансамбля парадного двора.

Восточный флигель, судя по стилистическим особенностям, был выстроен около середины ХIХ века., хотя существует предположение, что он был сооружён только в конце ХIХ — начале ХХ века. По некоторым данным, во флигеле находилась барская детская, которая со стороны парка выходила в песочницу, оформленную в виде балкона. Поэтому само здание называли «песочным балконом».

Здание расположено на восточной стороне двора и образует симметричную композицию со стоящим напротив подобным ему по архитектуре каменным западным флигелем. Главный, западный фасад выходит на двор, а восточный обращён к парку. Одноэтажное с мезонином рубленное в обло и обшитое тёсом здание выдержано в стиле позднего классицизма. Обшивка стен — гладкая («в ус»), на кованых гвоздях.

Прямоугольный сильно вытянутый объём под вальмовой кровлей в средней части на всю ширину завершён мезонином с двускатной кровлей. Главный фасад с симметричной композицией выделен в средней семиосевой части, равной по ширине мезонину, массивными тосканскими пилястрами большого ордера, несущими треугольный фронтон. Тимпан фронтона прорезает своеобразное трёхчастное чердачное окно, очертание которого подчиняется линиям фронтонных скатов. Боковые части фасадов, в шесть проёмов каждая, на флангах акцентированы рустом «в перебежку», в том числе на углах объёма. Прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками, а над окнами первого этажа помешены сандрики-полочки.

Стену завершает гладкий фриз и профилированный карниз. По сторонам мезонина в кровлю основного объёма врезаны крупные слуховые окна с арочным проёмом и щипцовым завершением. Противоположный восточный фасад в несколько упрощённом виде повторяет композицию и декор главного фасада. Здесь отсутствуют пилястры и нет слуховых окон. На северном торце расположено два входа (очевидно, позднейшего происхождения), закрытых тамбуром, а на южном — вход в центре и два окна по сторонам. Средняя ось торцов подчёркнута крупным слуховым окном с полуциркульным проёмом и треугольным фронтончиком.

Два входа на главном фасаде, расположенные по сторонам средней части, ведут в холодные сени с деревянной маршевой лестницей на мезонин. Южные сени примыкают к коридору, который расположен на продольной оси здания. Взаимосвязь комнат, выходящих окнами в парк, была, очевидно, анфиладной. В мезонине поперечный, коридор делит пространство на две половины, каждая из которых включает две комнаты. Ограждение одной из лестниц имеет точёные балясины. На первом этаже сохранились четыре угловые печи со срезанным зеркалом, обработанным угловыми пилястрами и высокой прямоугольной или арочной нишей. 


Почти во всех помещениях первого этажа остались профилированные деревянные карнизы. Стена южного торца полностью переложена в ХХ веке. На восточном фасаде два входных проёма переделаны в окна. К обоим торцам, а также к западному фасаду примыкают каркасные тамбуры второй половины ХХ века. Незначительно переделана внутренняя планировка первого этажа, где установлено несколько новых перегородок, заложены некоторые первоначальные проёмы.





Средняя часть западного фасада, фото Г.К. Смирнова, 2003



Восточный флигель, южный фасад, фото Г.К. Смирнова, 2003




Восточный флигель, фото Г.К. Смирнова, 2003



Средняя часть восточного фасада (восточный флигель), фото Г.К. Смирнова, 2003



Запа

дный фасад (восточный флигель), фото Г.К. Смирнова, 2003


Главный дом. Здание принадлежит к лучшим на территории Вологодской области образцам усадебной архитектуры в стиле позднего классицизма. Является архитектурной доминантой центрального ядра усадебного ансамбля. Главный дом построен, судя по стилистическим особенностям здания, в первой трети ХIХ века. Судя по старой фотографии, на флангах восточного фасада уровне второго этажа выступали две опиравшиеся на тосканские (или дорические) колонны террасы. Между ними помещалась  эффектная открытая лестница. Два марша спускались с обеих террас навстречу друг другу и приводили на междуэтажную площадку, от которой в разные стороны параллельно стене дома расходиллось ещё два марша, достигавшие земли. Таким образом, лестница позволяла прямо из комнат второго этажа (здесь, вероятно, располагались детские) спускаться в сад. 


Дом стоит на главной планировочной оси архитектурного ансамбля усадьбы. Перед его северным фасадом расположен парадный двор. К главному, южному фасаду ведёт подъездная дорога. Восточным торцом дом обращён к парку. Двухэтажное с антресолями здание с кирпичным и оштукатуренным нижним этажом и деревянным (из лиственницы), обшитым тёсом верхним, выстроен в стиле позднего классицизма. 


П-образный в плане объём, имеющий крупные боковые ризалиты со стороны парадного двора, завершён вальмовой кровлей. Главный фасад выделяется сильно выступающим посередине ризалитом с цоколем-аркадой на первом этаже и шестиколонным портиком тосканского ордера на втором. Колонны несут антаблемент с триглифами во фризе и треугольный фронтон, прорезанный в тимпане своеобразным трёхчастным окном. Карниз фронтона украшен мутулами. В центре в глубине аркады расположен главный вход в дом. За портиком находится балкон, ограждённый кованой ажурной решёткой, на который выходят три дверных проёма. Боковые крылья главного фасада и остальные фасады отличаются единым характером декоративной обработки. Нижний этаж покрыт ленточным рустом, а окна первого этажа акцентированы веерными гребнями с клинчатыми замками (этих элементов лишены средние части восточного торца, где была наружная лестница, а также северного фасада между ризалитами). Второй этаж прорезан равномерно расставленными прямоугольными окнами стройных пропорций. Их обрамляют простые наличники и завершают треугольные сандрики. В уровне подоконников проёмы второго этажа по всем фасадам объединены полочкой. Стены завершены антаблементом с гладким фризом и профилированным карнизом. Со стороны двора антаблемент прерывается прямоугольными антресольными окнами. Несмотря на некоторое смещение средних окон первого этажа от осей верхних окон, композиция северного фасада выглядит строго симметричной. Это подчёркивают треугольные фронтоны над боковыми ризалитами и крупное слуховое окно на средней оси фасада. Последнее имеет полуцпиркульный проём и треугольный фронтон.

Внутренняя планировка в целом неплохо сохранила свою первоначальную структуру. Первый этаж, имевший, очевидно, в основном хозяйственное назначение, имеет коридорную планировку. Большая часть помещений группируется по сторонам центрального продольного коридора и парадных сеней. Три помещения сохранили сводчатые перекрытия — одно коробовый свод и два лотковые с распалубками. Ещё на один коробовый свод опирается верхний марш парадной деревянной лестницы, расположенной в северо-западном ризалите. На втором этаже — парадном и жилом — коридорная система планировки сочетается с анфиладной. Пятикомнатную анфиладу вдоль южной стены начинает прямоугольный просторный зал, сильно вытянутый вдоль западного торца дома. В коридоре, расположенном на продольной оси здания, находится длинная одномаршевая деревянная лестница на антресоли. Антресольные комнаты, низкие и уютные, занимают северную часть дома и все выходят окнами на двор. От отделки интерьера лучше всего сохранились парадные двустворчатые двери, украшенные стрельчатыми арочками, гофрированными розетками и другими декоративными элементами. Стены зала и соседней комнаты анфилады обработаны фигурными накладными щитами.

 
Сохранилось несколько угловых побеленных печей со срезанным зеркалом. В одной из комнат второго этажа шкаф сделан в виде такой печи. Ограждения обеих лестниц имеют точёные балясины строгой формы. Потолки на втором этаже обработаны тянутыми карнизами. Полы в доме дощатые.



Главный дом, фото Г.К. Смирнова, 2003, (репродукция с фото начала ХХ века)



Главный дом, фото Г.К. Смирнова, 2003



Главный дом, фото Г.К. Смирнова, 2003



Главный дом, фото Г.К. Смирнова, 2003



Западный флигель. Построен при владельце усадьбы Фёдоре Дмитриевиче Резанове, предположительно в 1820-е — 1830-е годы. В доме жили дворня и прислуга. Здание расположено вдоль западной стороны двора и вместе с аналогичным ему по архитектуре восточным флигелем формирует симметричную композицию центрального ядра усадебного комплекса. 


Главный, восточный фасад выходит на двор, западный фасад обращён к подъездной дороге. Одноэтажное с мезонином кирпичное оштукатуренное здание с гранитным цоколем выстроено в стиле позднего классицизма. Прямоугольный сильно вытянутый основной объём покрыт вальмовой кровлей. В средней части над ним возвышается мезонин под двускатной кровлей. Фасады флигеля попарно отвечают друг другу: протяжённые западный и восточный фасады идентичны между собой, а торцовые северный и южный — между собой (в обоих случаях позднейшие переделки не учитываются). Длинные фасады в средней части акцентированы мощным ризалитом в 7 осей проёмов, отвечающим по ширине мезонину. Простенки между прямоугольными окнами почти целиком обработаны тосканскими пилястрами большого ордера, которые создают выразительный ритм вертикальных членений. Горизонтальное членение ризалита слабо выявлено междуэтажной полкой, прерываемой пилястрами. Над окнами первого этажа расположены сандрики-полочки, объединённые с прямоугольными накладными досками. Ризалит завершается пологим треугольным деревянным фронтоном с профилированным карнизом. Тимпан фронтона прорезает своеобразное трёхчастное чердачное окно, следующее своими очертаниями наклонам фронтона. Одноэтажные крылья (в своём первоначальном виде, лучше сохранившимся с западной стороны) насчитывают по шесть окон. Боковые прясла с одним окном выделены по сторонам рустом «в перебежку».

Над окнами помещены сандрики-полочки (на восточном фасаде часть из них срублена). Торцовые фасады в три оси строго симметричны и компактны по композиции. Углы обработаны рустом «в перебежку», простенки между окнами — сдвоенными тосканскими пилястрами. Над прямоугольными проёмами расположены сандрики-полочки. Средняя часть фасада акцентирована врезанным в кровлю слуховым окном с полуциркульным проёмом и треугольным фронтоном.

Внутренняя планировка сильно изменена. Помещения торцовых частей первого этажа имеют самостоятельные наружные входы. Остальные помещения группируются по сторонам двух сеней, в которых расположены деревянные лестницы на мезонин. Пространство мезонина разделено на две изолированные части, в которых комнаты находятся по сторонам коридора. При этом в северной половине, вероятно, сохранилась старая планировка, а в южной она переделана в советское время.




Западный флигель, фото Г.К. Смирнова, 2003



Западный флигель, фото Г.К. Смирнова, 2003



Западный флигель, фото Г.К. Смирнова, 2003



Западный флигель, фото Г.К. Смирнова, 2003


Фото АУК ВО «Вологдареставрация» (Галина Попова)


Фото АУК ВО «Вологдареставрация» (Галина Попова)


Фото АУК ВО «Вологдареставрация» (Галина Попова)


Фото АУК ВО «Вологдареставрация» (Галина Попова)


Фото АУК ВО «Вологдареставрация» (Галина Попова)






Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН