Устюжан познакомили с работой волонтеров культуры

Великий Устюг – старинный, купеческий город, где буквально каждое здание дышит историей. Неудивительно, что в небольшом городе насчитывается порядка 100 памятников истории и архитектуры. Среди них: культовые объекты, городские особняки, лавки и прочее. Они требуют заботы и внимания. Большой вклад в сохранения памятников вносят добровольцы.

Сотрудница АУК ВО «Вологдареставрация» Дарья Гуторова поделилась с устюжанами опытом организации регионального отделения Всероссийского движения «Волонтеры культуры». Рассказала, как правильно проводить субботники на объектах культурного наследия, как привлекать новых добровольцев и сохранять памятники истории и культуры. Примечательно, что лекция прошла в объекте культурного наследия – в усадьбе Чебаевского (Аленёвых-Поповых). Сейчас здесь находится Детский музейный центр.

Мероприятие прошло в рамках реализации нацпроекта «Культура», инициированного Прездентом РФ и, поддерживаемого Врио губернатора Вологодской области.


Из истории памятников города:

«Усадьба Чебаевского (Аленевых–Поповых)», XIX – нач. XX вв. (г. Великий Устюг, Советский пр., 58, 60, ул. Красноармейская, 5)  – объект культурного наследия федерального значения.


Монументальное двухэтажное здание П-образной формы было выстроено в подражание столичным образцам. Занимая угловой участок, оно состоит из двух корпусов, объединённых ротондой с купольным завершением и ажурным круговым балконом. Наиболее богато оформлен южный фасад дома, обращённый на собор Успения Пресвятой Богородицы: центральная часть второго этажа украшена спаренными колоннами, тематическими барельефами и объёмными лепными масками. Все хозяйственные постройки, в отличие от дома и флигеля, были деревянными, и лишь в конце XIX века деревянные складские помещения заменили каменными.

Наиболее ранние сведения о доме и флигеле относятся к 1844 году, когда владельцем значится Василий Афанасьевич Аленёв, протоиерей Успенского собора и иконописец. Его сын Дмитрий тоже писал иконы и стал купцом второй гильдии. 1866 году дом и все постройки числились за вдовой Дмитрия Васильевича Марией Александровной Аленёвой. В 1871 году дом наследует дочь, Елизавета Дмитриевна Попова. Она была замужем за архангельским купцом Дмитрием Поповым. В доме семья Поповых проживала только в зимнее время, а летом переезжала в Архангельск. Затем дом по наследству перешел сыновьям Елизаветы - Михаилу и Степану. В 1899 году дом покупает устюжский купец Митрофан Львович Чебаевский. Чебаевский выполнил некоторую перепланировку дома, которая, к счастью, не сказалась на внешнем облике основных фасадов.

В 1918 году в здании размещают губернский исполнительный комитет Северо-Двинской губернии, затем Великоустюгский районный Совет народных депутатов. Деревянные хозяйственные постройки за ненадобностью снесли, а бывшие каменные склады перестроили под кинотеатр. В конце XX - начале XXI века в здании располагалось управление образования Великоустюгского района.





«Комплекс Преображенских церквей», 1696 г., 1725 г. (пл. Комсомольская, 1) — объект культурного наследия федерального значения. 

Двухэтажная теплая Преображенско-Сретенская церковь, 1725–1740 гг. увенчана ярусным верхом из трёх уменьшающихся восьмериков. Во втором восьмерике расположена звонница. К храму с пятигранной апсидой с запада примыкает трапезная, а с севера Казанский придел, выделенный луковичной главкой на круглом барабане с кованым крестом.

Стиль московского барокко проявляется в оформлении фасадов четверика полукруглыми фронтонами, использование в качестве декора спаренных лопаток. Над рамочными наличниками устроены сандрики в виде «бровок». Под окнами стену украшают удлиненные филенки со скругленными вовнутрь углами. Привлекают внимание волнистые плоские пилястры на основных фасадах четверика и ребрах восьмериков, а также трапезной. Городчатый карниз с обломами начинается рядом с лепестками и заканчивается рядом с детинкулами. Весь декор выполнен из лекального кирпича.

Стены восьмерика оформлены большими вертикальными прямоугольными филенками. Ярус звона прорезан дополнительно небольшими арочными проёмами. Четверик и восьмерики покрыты восьмискатными куполообразными кровлями. Каждая грань барабана главы имеет в основании кокошник. Притвор завершается лучковым фронтоном. Круглая глава с гранёной «юбкой» и перехватами увенчана кованым ажурным крестом.

В интерьере сохранились окружённая балюстрадой деревянная четырехмаршевая лестница на второй этаж, ажурные деревянные двери. В трапезной сохранились деревянные резные преграды с иконами в барочных картушах, а в храме – золочёный деревянный ярусный иконостас.

В трапезной, храме, алтаре и приделе расположены разновременные изразцовые печи. Полы храма и алтаря набраны из квадратных белокаменных плит. покрытии солеи применены метлахская плитка, ее выступающая часть отделана мрамором.

Стены и своды в интерьере церкви расписаны под мрамор. Все двери имеют арочные перемычки. Арочная конфигурация отличает откосы оконных проемов, которые в свою очередь оформлены прямыми перемычками.







Одноэтажная Спасо-Преображенской холодной церковь с галереей паперти и шатровой колокольней построена из большемерного кирпича. Храм представляет собой квадрат­ный в плане четверик, увенчанный пятиглавием. С востока к нему примыкает трёхчастная апсида.

Основной объём храма перекрыт четырёхлотковым глухим сводом. Храм не имеет внутренних несущих столбов. Вытянутой вертикально оконные проемы имеют сплошную арочную перемычку, аналогичную перемычку имеют откосы.

Выше закомар фасады описывается карниз, образованный напитком трех рядов кирпича. Цоколь и карниз трехчастной апсиды крепиться полуколоннами, поставленными между алтарных полукружий.

Храм венчают центральный восьмерик и четыре угловые барабана округлой формы. В культовой архитектуре Великого Устюга это первый пример применения в завершении храма восьмигранного барабана. Световым является лишь центральный барабан, а четыре угловых изначально выстроены как декоративные (глухие). В основании барабанов – кокошники из лекального кирпича. Центральный барабан завершён сложным карнизом из рядов лекального кирпича и изразцов. Боковые барабаны украшены аркатурно-колончатым поясом.

Декор фасадов храма традиционен для второй половины XVII в. Особую роль в убранстве играют полихромные поливные рельефные изразцы. Фасады разделены на три равновеликих прясла на южном и западном фасадах спаренными (на углах строенными) полуколонками, на восточном и северном фасадах – пилястрами. Полуколонки и пилястры упираются в антаблемент. Изразцовый валик служит фризом антаблемента. Архитрав украшен ширинками с изразцами. Карниз антаблемента выполнен из лекального кирпича. Над антаблементом – трёхмастные декоративные закомары. Тимпаны закомар, участки стен между ними и лопатки по углам украшены изразцами. В центральных закомарах восточного и западного фасадов находятся рамочные киоты для икон, декорированные изразцовым валиком и лекальным кирпичом.

Наличники окон южного и западного фасадов храма и боковых полукружий апсиды украшены килевидным фронтоном, опирающимся на полуколонки (в боковых пряслах) и пилястры (в центральном прясле). Оконные проёмы южного фасада апсиды и центрального апсидного полукружия обрамляют полихромные и муравленые изразцы. Над южным наличником апсиды – спаренные килевидные фронтоны. В окнах храма и апсиды сохранились кованые решетки с крупными округление решетками, в центральных окнах четверика решетки с измельчённых витками.

Между алтарных полукружий апсиды поставлены полуколонны. Фасады южной и западной галереи украшает изразцовый фриз, под окнами и в простенках между ними размещены ширинки с разносюжетными полихромными изразцами.

Предположительно в XVIII в. с южной стороны церкви был устроен придел. В связи с этим над южной галереей была возведена глава придела, а её портал был превращён в окно. Вероятно, тогда же в юго-западной части здания окно, наоборот, было переделано во вход.

В конце XIX в. шатёр колокольни был покрыт железом, а над входами с западной и южной сторон церкви сооружены навесы на чугунных колонках. В ноябре 1928 г. начали с колокольни были сняты колокола. В советское время была разобрана монастырская ограда с воротами, забелены остатки росписи центрального закомара южного фасада храма. В конце XX – начале XXI в. утрачен навес над главным (западным) входом.

Храм в основном сохранил внутреннее убранство. Пятиярусный иконостас с вызолоченной резьбой относится к началу XVIII века. В резьба преобладают растительные мотивы, виноградная лоза. Вдоль западной стены устроены хорошо на кованые металлических кронштейнах. Сохранилось сложное паникадило с обилием кованые литых и просечных металлических деталей.



Фото Старниновой, 1969 г.

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН