Внутреннее убранство Казанской церкви (г. Устюжна)

Иконографическая схема росписи Казанской церкви в Устюжне, объекта культурного наследия федерального значения, обнаруживает близкую связь с ярославскими фресками первой четверти XVIII века. Вместе с тем здесь отмечается уже и много нововведений. В куполе барабана, как обычно, помещено изображение "Христа-Вседержителя". На стенках двухсветного фонаря в круглых клеймах написаны праотцы, пророки, херувимы. Сомкнутый свод расписан на сюжеты "праздников" ("Рождество Богоматери", "Введение во храм", "Сретение", "Богоявление", "Преображение", "Сошествие Святого духа", "Распятие").


Роспись стен разделена на пять регистров (верхний регистр расположен в основании сомкнутого свода). Три верхних регистра посвящены христологической теме. Самый верхний ярус занимают сцены страстного цикла. В двух следующих регистрах повествуется о земном пути Иисуса Христа и о его учительной деятельности. На сводчатых перемычках окон верхнего света помещены изображения Саваофа, Христа и Христа-Эммануила, а также различные изводы икон Богоматери. В следующем, четвертом сверху, регистре иллюстрируются "Деяния апостольские". Развитие повествования этого регистра прерывается включением композиций увеличенного размера "Спас Нерукотворный", "Предста Царица" и изображением Богоматери с младенцем, созданным под явным влиянием "Сикстинской мадонны" Рафаэля. В композициях нижнего регистра повествуется о житии великомученицы Екатерины от ее крещения до усекновения мечом. На сводах окон северной стены также помещены "списки" явленных икон Богоматери, а на своде западного портала - "Троица Ветхозаветная".

При входе в храм, на откосах дверного проема, написаны две мужские фигуры, по характеру изображения выделяющиеся на фоне сонма персонажей традиционной православной иконографии. В алтаре написаны "Богоматерь на престоле" и "Вседержитель на престоле". Фрески жертвенника и диаконника значительно утрачены. Из них сохранились изображения жертвенного агнца в дискосе и Василия Великого в жертвеннике, "Тайной вечери" и Николы в диаконнике. Привлекает внимание изображение Максима Грека в жертвеннике, личность и труды которого были популярны среди старообрядцев. В росписи паперти интересны большая развернутая композиция "Страшного суда" с правой стороны от входного портала, у прохода в Антипьевский придел. Слева от входа в круглых клеймах написаны "Дни творения". На восточной паре пилонов представлены сцены истории о Каине и Авеле, "Изгнание из рая", "Покров". На южном пилоне изображен ангел, записывающий имена входящих. Напротив, на другом пилоне, написан "Ангел карающий" с мечом в руке. Афанасий и Иван Шустовы, ярославские мастера возглавлявшие артель иконописцев, в трактовке отдельных композиций в целом придерживались традиций, сложившихся у ярославских иконописцев в первой половине XVIII века, а некоторые композиционные решения относятся и к более раннему периоду. В колорите росписи Казанской церкви преобладают коричневые, темно-зеленые и синие краски. Роспись выполнена по белой, хорошо заглаженной штукатурке с нанесением графьи и раскрывочных колеров "по-сырому" (a fresco), т. е. по влажному, непросохшему грунту.

Подробнее: Рыбаков А.А.Фрески Казанской церкви в Устюжне. Фото: nataturka.ru и revnivoe_sozdanie.

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН