Историческое поселение Вытегра
Местоположение: г. Вытегра
Категория объекта культурного наследия: Исторические поселения
Вытегра - небольшой старинный город, расположенный на холмистых берегах одноименной реки, в 15 км от впадения её в Онежское озеро, в 322 км от Вологды. В писцовой книге за 1496 год впервые упоминается Покровский-Вытегорский погост на реке Вытегре, с центром в селе Анхимово.
В XVI веке вытегорские крестьяне занимались земледелием: выращивали рожь, овес, лен, репу. Большим подспорьем оставались промыслы: охота, рыболовство, выплавка железа.Река Вытегра является важным звеном в торговом обмене. На реке возникают местные торжки и рынки. С основанием Петербурга большое значение приобретает водный путь от Рыбинска по реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, 50 верст волоком, реке Вытегре, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру, реке Неве - к Петербургу.
Новая столица, ставшая важным морским портом государства, нуждается в прочных и надежных путях перевозки грузов из центральных и южных областей. В 1710 году опытный и знающий инженер Джон Перри, выполняя Указ Пертра I, произвел изыскания на водоразделе между Онежским и Белым озерами и составил проект канала.
Государственным крестьянам было приказано селиться на берегу р. Вытегры в месте впадения ручья Вянг. Новое поселение получило название Вянгинская пристань. Смерть Петра надолго отодвигает планы по строительству канала. Новый этап развития Вянгинской пристани наступил в 1773 году после Указа, в котором сообщалось, что «учреждены вновь на Вянгинской пристани город и воеводская канцелярия, с наименованием города Вытегрою».
В 1776 году был утвержден генеральный план Вытегры. Экономический и культурный расцвет Вытегры относится к первой трети XIX века и связан с вводом действие Мариинской водной системы. Невозможно переоценить значение Мариинского канала. На протяжении нескольких десятилетий Мариинскую систему называли «двигателем богатств России». Положение Вытегры изменилось на столько, что поднимался вопрос о перенесении губернского центра из Петрозаводска в Вытегру.
В городе работают две полотняные фабрики, два свечно-сальных завода, два кирпичных, развивается лесная, мукомольная промышленность, строятся галиоты длиной от 50 до 70 футов, парусные, гребные суда. В городе активно ведется торговля, около пристани построены 13 амбаров. Строятся каменные жилые здания по образцовым проектам. Именно в этот период сформировалась лучшая часть исторической застройки города, во многом сохранившаяся до наших дней и придающая городу индивидуальный образ.
Кварталы города, имевшие прямоугольную форму, располагались по обе стороны реки. Центральная часть горда с торговой площадью и Воскресенским проспектом (проспект Ленина) находилась на правом берегу. Здесь размещался гостиный двор, важня с пожарной вышкой, здание городского магистрата Управы и суда, Воскресенский собор (1797 год), каменные дома купцов.
В 1873 году левый берег реки увенчала массивная пятиглавая Сретенская церковь. Открытие железных дорог в России во второй половине XIX века перераспределило значительную часть грузов, перевозимых по Мариинской водной системе. Значение города Вытегры упало. Реконструкция Мариинского канала в конце XIX века привела к оживлению торговой, промышленной, строительной жизни Вытегры, но былого расцвета в градостроительстве не наступило. Вытегра оставалась небольшим уездным, провинциальным городом.
Историческая часть города сохранила большую часть своей исторической планировки конца XVIII-XIX веков, а также каменную и деревянную застройку различных периодов. Гражданская и культовая архитектура Вытегры представляет большую историческую и художественную ценность, как пример города, возникшего и развивавшегося по единому градостроительному замыслу и в сравнительно короткие исторические сроки.