Церковь Георгиевская, XVIII в

Местоположение: г. Вологда

Категория объекта культурного наследия: Регионального значения

Вид объекта: Памятник

Материал: Кирпич

Адрес: г. Вологда, ул. Гоголя, 1.

«Церковь Георгиевская», XVIII в. – объект культурного наследия регионального значения. Пример культового здания начала ХVIII в., сооруженного в традициях вологодского зодчества ХVI — ХVII веков, и выделяющегося сравнительно редким пространственным решением основного объема, в декоре которого использованы архаичные для своего времени приемы. 


Георгиевская церковь расположена на берегу реки Вологды при пересечении Набережной ХVI армии и улицы Гоголя. Одноэтажная на подклете церковь, сооруженная в традициях вологодского зодчества своего времени, сложена из кирпича, покрыта снаружи известковой обмазкой и побелена. Здание имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой и трапезной с папертью. Массивный, ориентированный по поперечной оси, односветный четверик храма завершен пучинистой крышей. Прямоугольная в плане апсида и квадратная трапезная, воспринимающаяся вместе с папертью как единый, протяженный объем, по ширине равны четверику храма, а по высоте значительно уступают ему.

Оформление фасадов, выполненное с использованием тесаного и лекального кирпича, в целом, характеризуется сдержанной трактовкой декоративных форм. Фасады равномерно расчленены в простенках между окнами тонкими пилястрами, по которым раскрепованы междуэтажный и венчающие карнизы, обладающие упрощенным рисунком. Фасады храма — северный и южный в два прясла, восточный и западный в три — завершены большими ложными закомарами, придающими зданию несколько архаичный для своего времени облик.

Церковь Георгия на Новолоке являлась составной часть храмового комплекса, состоявшего из двух одноименных церквей (холодной и теплой) сформировавшегося во второй половине ХVII — начале ХVIII веков на северной окраине Заречной части Вологды. Первая церковь на этом месте, на мысу левого берега реки Вологды, по преданию была построена во второй половине ХIV века, задолго до включения Заречья в состав города, приблизительно в то время, когда в этих краях появился преподобный Дмитрий Прилуцкий (нач. 1370-х годов). Во второй половине ХVII столетия здесь была сооружена кирпичная Георгиевская церковь, тяготевшая по характеру своей архитектуры и монументальным пропорциям объема к традициям предшествующего века. Ее пятиглавый кубический четверик, завершавшийся на всех фасадах закомарами, с трех сторон опоясывала открытая галерея. С востока к четверику примыкала трехчастная апсида, а с запада — колокольня. Сохранившаяся ныне теплая Георгиевская церковь, по сведениям — дореволюционной искусствоведческой литературы, не противоречащим архитектурным формам здания, была построена в начале ХVIII века. Церкви стояли в нескольких метрах друг от друга — холодная севернее, теплая южнее — и образовывали типичный для Вологды храмовый комплекс, дополнявший панораму ее Заречной части, открывающуюся от Софийского собора. Судя по фотографиям начала ХХ века, теплая церковь имела в то время оригинальное, не  характерное для вологодской архитектуры и, по-видимому, более позднее, завершение, представлявшее собой массивный глухой четверик, увенчанный пятиглавием. На южном фасаде подклета, под папертью на фотографии отчетливо видны два окна и один вход, а под трапезной, храмом и апсидой едва различимы или закладки окон, или ложные проемы. В описании здания упоминается о существовании на одном из его фасадов «фресковой живописи» с изображением Георгия Победоносца, уничтоженной еще в ХIХ веке. В интерьере находились барочный иконостас и ампирные киоты.

В 1844 году оба храма, из-за малочисленности прихода, были приписаны к Скулябинской богадельне. В советское время холодная церковь была разобрана.

В основании ложных закомар проходит тонкий профиль, а боковые фасады разделены карнизом на два яруса. В основном этаже на боковых фасадах храма размещено по два окна, на апсиде — по одному, а на ее восточном фасаде — три. Боковые фасады трапезной и паперти имеют симметричные композиции с тремя оконными проемами. На западном фасаде, завершенном в центре треугольным щипцом, по сторонам дверного проема находятся два окна. В подклете расположено несколько разновременных проемов. Прямоугольные окна основного этажа заключены в массивные рамочные наличники, являющиеся наиболее разработанным элементом фасадного декора здания. Каннелированные пилястры наличников, опирающиеся на небольшие кронштейны, украшены стилизованными ионическими капителями, над которыми раскрепованы многообломные профили широкого горизонтального навершия. Широкий с лучковой перемычкой дверной проем на западном фасаде имеет плоское килевидное обрамление.

В интерьере в основном этаже храм объединяется с апсидой тремя широкими арочными проходами. Трапезная представляет собой одностолпную палату, из которой в паперть ведут три дверных проема. В паперти по сторонам центральной части, в которой находилась широкая лестница, с юга расположено одно большое помещение, с севера — два. Апсида перекрыта лотковым сводом с распалубками. В паперти одно помещение перекрыто полулотковым сводом, остальные помещения — коробовыми сводами. В подклете помещение под апсидой перекрыто полулотковым сводом с распалубками, под храмом — монастырским сводом, под папертью — коробовыми сводами. В одностолпной палате под трапезной первоначальное перекрытие не сохранилось. От прежней декоративной отделки интерьера на откосах некоторых окон основного этаже уцелели остатки штукатурных панелей.

В советское время утрачено завершение храма, фасады со всех сторон искажены одноэтажными и двухэтажными кирпичными пристройками, в подклете и в верхних частях стен четверика храма прорублено несколько новых проемов, несколько окон подклета и основного этажа заложено, поверхности стен частично покрыты поздней штукатуркой. В основном этаже в храме и трапезной сводчатые перекрытия заменены плоскими потолками, пространство храма искажено междуэтажным перекрытием, в подклете под трапезной первоначальные своды заменены гофрированными сводами по двутавровым балкам. В интерьере изменена взаимосвязь помещений: некоторые старые проемы заложены, некоторые расширены, или перебиты; в паперти сделана новая лестница.



Фото С.В. Гельфера, 2006 год




Фото С.В. Гельфера, 2006 год



Фото С.В. Гельфера, 2006 год



Репродукция с ото начала ХХ века из книги Г.К. Лукомского "Вологда в её старине", С-Пб, 1914, стр.110,111. Фото С.В. Гельфера, 2006 год



Фото Наседкина, 1976 год



Фото Наседкина, 1976 год



Фото Наседкина, 1976 год



Фото Наседкина, 1976 год

Назад к списку

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН