Историческое поселение Грязовец
Местоположение: г. Грязовец
Категория объекта культурного наследия: Исторические поселения
Материал: Иное
История города Грязовца насчитывает 238 лет. Однако самое раннее упоминание об этом населенном пункте приходится еще на первую половину XVI века. В жалованной грамоте царя Ивана Грозного Корнильево-Комельскому монастырю, относящейся к 1538 году, среди прочих селений Комельской волости упоминается Грязивитцкой починок. Оказавшись на оживленной дороге из Москвы на Север и в Сибирь, починок со временем стал селом.
25 января 1780 года указом Сената село было преобразовано в уездный город Грязовец, о чем 2 августа было объявлено грязовчанам ярославским и вологодским наместником А. П. Мельгуновым.
План застройки города, утвержденный в 1781 году, представлял собой прямоугольную сетку улиц и кварталов, некоторое своеобразие в которую вносило лишь русло речки Ржавки или Большого Ржавца. Судьбу города определило его географическое положение - в 46 километрах к югу от Вологды, по дороге на Москву. По описанию, данному в 1833 году вологодским губернатором Н. П. Брусиловым, в городе жило около 2,2 тысячи человек, из них 93 купеческого звания и 499 мещанского, насчитывался 21 каменный дом и около 300 деревянных, 2 каменные церкви, 1 богадельня, 1 больница на десять кроватей, 4 трактира и столько же питейных домов.
Ежегодно в Грязовце проводились три ярмарки: Антоньевская, на которой торговали лошадьми, Петровская и самая крупная – Введенская. Ярмарки составляли главнейшую статью городского дохода. Основным занятием большей части жителей Грязовца было земледелие. Из фабричных заведений наибольшее число имели красильни. В них окрашивали пряжу преимущественно в синюю краску и набивали на холст простые узоры. Красильный промысел, увековеченный в городском гербе, стал угасать с середины XIX века и к началу следующего столетия остался далеко в прошлом.
Оживление в городскую жизнь внесла постройка в 1872 году железной дороги, связавшей Грязовец с Москвой, Ярославлем и Вологдой. После постройки железной дороги город стал постепенно благоустраиваться. Между вокзалом и центральной частью города выросли новые кварталы. Центром Грязовца, как и прежде, являлась Соборная площадь. Название свое она получила от стоявшего на ней соборного храма, в котором было две церкви,
В продолжение XIX века Грязовец менялся медленно. Численность населения города достигла к 1911 году около 3,3 тысячи человек. Основным занятием населения по-прежнему оставалось земледелие, было развито маслоделие, сыроварение и льноводство, из промыслов преобладало кружевоплетение. В городе в это время существовал кожевенный завод. Из учебных заведений в Грязовце находились городское четырехклассное училище, приходское училище и женская гимназия.
После 1917 года Грязовец потерял свое былое торговое значение. Постепенно утратил свой размах кружевной промысел. Лишившись своих церквей, старинный городок на Московской дороге превратился в обычный районный центр Вологодской области. Центральная историческая часть Грязовца представляет интерес, как полностью воплощенный в натуре Екатерининский план регулярной застройки, сохранившийся до наших дней с застройкой преимущественно каменными особняками конца XIX- начала XX веков. В центре и на окраинах разместились маленькие деревянные домики с резными наличниками.
Основные архитектурные достопримечательности Грязовца расположены в центре по улицам Карла Маркса и Ленина. На улице Ленина особо выделятся особняк П. И. Гудкова (XIX в.), в котором останавливался царь Александр I, а также здания торговых рядов. На пересечении улиц Ленина и К. Маркса расположен особняк купца Разумовского-Машалдина, построенный во второй половине XIX в, в котором располагается краеведческий музей.