Комнаты дворянских усадеб. Гостиная // Рубрика #архитектура_быта

Друзья, приглашаем вас продолжить посещение комнат старинной дворянской усадьбы. Ранее мы уже писали про ретирадниккухнюспальнюбеседку и кабинет. Сегодня перемещаемся дальше.

Предыдущие помещения предназначались для отдельных членов семьи, или только для прислуги, а где домочадцы собирались для проведения совместного досуга, где принимали гостей, вели светские беседы, слушали музыку? По одной из этих функций эта комната и была названа гостиной. Давайте посетим ее и посмотрим, что там было! Гостиная относилась к парадным помещениям, поэтому там поддерживался образцовый порядок и выставлялась лучшая мебель, самые дорогие вещи, словом, все, чем хозяева могли и хотели похвастаться и удивить, она была показателем статуса и богатства. При этом, кроме парадной, которая открывалась только по случаю больших праздников и приемов, была еще и обычная, жилая гостиная, где вся семья собиралась по вечерам. Если дом был достаточно большой, то такие гостиные у мужа и жены были раздельными, иногда и с разными входами туда, ведь не со всеми своими гостями супруги хотели знакомить друг друга.

Как же собственно выглядела эта комната? Стены обтянуты дорогой тканью с вышивкой, а с изобретением обоев, оклеены лучшими их образцами самых модных цветов и оттенков. Во второй половине XIX века таким был зеленый, производимый на основе мышьяка. Позволить такие обои могли только очень обеспеченные люди, но страдать им от этого тоже приходилось. Мышьяк — не лучший спутник жилого помещения. Но кто тогда думал о безопасности! Малейшие перепады температуры вызывали его испарения, которые вдыхались ежедневно и беспощадно воздействовали на организм, причиняя немалый вред. По периметру потолка шел лепной декор или бордюр, а в центре, из лепной же розетки, свешивалась люстра. На стенах висели картины, предпочтительнее каких-нибудь заморских пейзажей, например, ведь путешествия, особенно в допоездную эпоху были дороги и длительны, и подобные виды подолгу рассматривали. Окна были высокие, задрапированные шторами, из них открывался лучший вид во всем доме. Обязательно были печь или камин, с экраном и плиткой на полу возле, для предохранения от пожара. Пол настилали дощатый, если был достаток поверх лежали ковры. На каминной полке обязательно красивые канделябры и милые безделушки, привезенные отовсюду. Мебель стояла удобная, красивая и элегантная. С расширением колоний в Европу пришли восточные веяния, просочившиеся и в российскую действительность. Тахта, софа и оттоманка были очень популярны. Все ли из вас понимают разницу между ними? 


Если в доме не было отдельной столовой, то тут же находился и стол, стулья с высокими спинками. Когда пришла мода на пышные кринолины, их стали делать сужающимися к сидению и без ручек, для удобства дам. Кроме того, удобные кресла и множество разных столиков для писем, чая, рукоделия, игры в карты. Вдоль стен этажерки, серванты, книжные шкафы и жардиньерки (от фр. "jardin" - сад) для цветов. Вся мебель была прочная и добротная, ведь часто она переходила по наследству к следующим поколениям, которые могли поменять только обивку по своему вкусу. Однако, не всем по карману были изделия из дорогих материалов. В таких случаях наши предки не стеснялись прибегать к хитростям, ведь произвести впечатление хотелось всем, и пыль пускалась направо и налево! Фанера морилась под красное дерево, пропитанный особым составом ситец, выдавался за шелк, а камин оклеивался специальной лакированной бумагой под мрамор. Пустых мест старались не оставлять, ведь это считалось не минимализмом, как сейчас, а показателем бедности. Еще одной важной деталью гостиной был рояль или пианино, причем располагать его рекомендовалось так, чтобы музицирующий сидел к слушателям лицом. Играть на нем учили поголовно всю женскую часть семьи, а если кто-то из них умел еще и петь, то это значительно скрашивало досуг, ведь ни радио ни телевидения тогда еще не было, впрочем, появившиеся в конце XIX веке граммофоны пришли на выручку.

Вечерний досуг в гостиной семья проводила вместе. Читали вслух книги, рассказывали истории, обсуждали новости, играли в игры с детьми, устраивали домашние спектакли и музыкальные концерты, женщины вязали или вышивали. Если общество собиралось многочисленное, то оно группками разбредалось по углам комнаты по своим интересам.



Красная гостиная в Фонтанном дворце Шереметевых в Санкт-Петербурге. Источник.


*  *  *


Гостиная дворян Зубовых в усадьбе Кузнецово Кадниковского уезда. Фото: booksite.ru


*  *  *



Гостиная с жардиньерками из экспозиции музея Дом купца Самарина


*  *  *


 

Часть интерьера из Розовой гостиной объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Брянчаниновых (санаторий «Октябрьские всходы»)», 1812 г.

Каменный двухэтажный дом в стиле классицизма объединен одноэтажными галереями с двумя флигелями. Снаружи он кажется небольшим, но на самом деле в нем два этажа и мансарда. На первом этаже находились гостиная, зал, кабинет, комнаты для гостей, столовая, в которой проходили официальные приемы и семейные торжества, музыкальные, литературные и театральные вечера. Известно, что в Покровское в гости к радушным хозяевам часто приезжали губернаторы и правящие архиереи. В помещениях флигелей жила прислуга.


*  *  *




Интерьер гостиной из объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1842 г. родился и жил до 1850 г. Верещагин Василий Васильевич», 1842–1850 гг. (Мемориальный дом-музей Верещагиных)


 


Зеленая гостиная (ломберная): На фоне настенного ковра — мемориальные охотничьи ружья. Перед диваном с деревянной спинкой — круглый ломберный столик из массива сосны, шпонированный красным деревом. Его изогнутые ножки соединены круглой проножкой, а в подстолье встроены 4 выдвижных ящика. На ломберном столике нарядный чубук. Таким образом, ломберная — своеобразный клуб, где есть место всем традиционным мужским интересам: беседам об охоте, карточным играм, курению табака. столешница оформлена кожаной вставкой. В Зеленой гостиной есть настоящий ломберный мемориальный столик: он был изготовлен в начале XIX века из массива сосны и шпонирован орехом. Вставка из подлинного зеленого сукна бережно прикрыта современной тканью сине-зеленого цвета. Источник.


*  *  *

Печь в гостиной из экспозиции Литературного музея Игоря Северянина, усадьба Лотаревых — объект культурного наследия регионального значения. Фото: Усадьбы Вологодчины.


Дом был выстроен в 1899 году дядей знаменитого русского поэта Серебряного века Игоря Северянина, Михаилом Лотаревым. Сегодня усадьба Владимировка — единственный музей, посвящённый творчеству Северянина, в России. Будущий поэт, Игорь Лотарев, часто навещал дядю во время учёбы в Череповецком училище. После революции усадьба была национализирована, имущество хозяев пущено с молотка, а сам поэт эмигрировал за границу. До 1996 года дом занимал санаторий, но уже в 1993 годув нём открылась посвящённая поэту выставка. А затем всю усадьбу передали Музейному объединению Череповца. Первыми экспонатами музея стали дары родственников поэта и ценителей его таланта. В здании господского дома до сих пор можно проследить влияние стиля модерн. В доме сохранились красивые выложенные плиткой печи и старинные элементы интерьера. Раньше у дома был балкон, но, к сожалению, в советское время его уничтожили. На территории усадьбы сохранились и другие постройки, такие как баня или дом прислуги.

Назад на главную

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН