Собор Рождества Богоматери (с. Ферапонтово)
Знаете ли вы, где именно в Ферапонтовом монастыре сохранились уникальные фрески, выполненные иконописцем Дионисием и двумя его сыновьями?
Наибольшую известность Ферапонтову монастырю принесли фрески Дионисия, удивительным образом сохранившиеся в Рождественском соборе. Собор Рождества Богоматери был возведен в 1490 году на средства бывшего ростовского архиепископа Иоасафа и является не только самым древним зданием монастыря, но и вторым (после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом на Русском Севере. Собор необычайно гармоничен по своим пропорциям. Он поставлен на высокий подклет, отчего его формы приобретают легкость и стройность.
Роспись собора была выполнена великим русским иконописцем и двумя его сыновьями Феодосием и Владимиром в 1502 году за 34 дня в виде иконостаса и стенописи. Время создания фресок точно установлено, благодаря сохранившейся среди них надписи. Общая площадь стенописи 600 м². Роспись выполнена в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы.
В 2000 года ферапонтовская роспись включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дионисий считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Другие его работы сохранились в соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписала Успенский собор в Московском Кремле. Около1486 года, возможно, мастер работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, где написал иконы для церкви Успения Богоматери.
Слева: Юго-восточный столб. Успение св. Николая. Справа: Южная стена. Перенесение мощей св. Николая и III Вселенский собор.